10
Дүйсенбі,
Тамыз

һижри

Религиозное видение знаменитого сына казахского народа Абая Кунанбаева

Религиозное видение знаменитого сына казахского народа Абая Кунанбаева

Статьи
Жарнама

В наше время на фоне религии в Центральной Азий происходит много проблем. Наверно все это происходит из-за недопонимания основ самой религии.  Здесь нужно обратить внимание на то, что Ислам нужно изучать не однобоко, как это делают некоторые приверженцы фанатизма в религии.

Религию нужно изучать как по шариату (основным положениям ислама) так и по обыкновенным традициям и обычаем нашего казахского народа. Одним из таких ученых мыслителей казахского народа был Абай Кунанбаев, который жил в девятнадцатом году на территории Семипалатинской области.

 Абай Кунанбаев был выдающимся мыслителем, который знал хорошо свою религию. Часто Абай Кунанбаев в первую очередь говорил о понимании веры в Исламе – речь идет о Имане и его значения в жизни человека. Далее Абай Кунанбаев говорил об основных положениях самой религии. В своих книгах он часто говорит о религии, как человек глубоко религиозный, знающий. Народный мыслитель всегда призывает людей к вере в Бога и призывает к необходимости глубоко изучать основы Ислама, особенно говорит о нравственности верующего человека (мусульманина) [1, с. 10].   

Абай Кунанбаев говорил о религии, как человек, который проник во все сферы и тонкости самой религии.  Он особенно подчеркивал аспекты религиозного мировоззрения, синкретизм в понимании им таких понятии, как любовь, знание, вера и сам человек. Абай Кунанбаев приводит хадис от Омара ибн Хаттаба (р.а.) из книги имама ан-Науави, где Мухаммад (да благословить его Аллах и приветствует), отвечает на вопросы ангела Джебраила (мир ему) о вере.  

«Однажды, когда мы сидели вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир), перед нами появился человек в необычайно белых одеждах и с необычайно черными волосами; на нем не было никаких следов дальнего путешествия, но никто из нас не знал его. Он подошел и сел напротив Пророка (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир). Прикоснувшись коленями к его коленям и положив ладони на его бедра, он сказал: «О Мухаммед, расскажи мне об Исламе!» Посланник Аллаха сказал: «Ислам - это значит: утверждать, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Посланник Аллаха, произносить молитвы, платить закят, и поститься в Рамадан и совершать паломничество в Дом если ты в состоянии делать это». Он сказал: «Ты сказал верно». И мы были удивлены, что он спросил Посланника и сказал, что тот сказал верно. Он попросил: «Теперь расскажи мне о вере». Тот сказал: «Это значит: верить в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников и в Судный День, верить в божественное предначертание, как в его добро, так и в его зло». Он сказал: «Ты сказал верно». Он сказал: «Расскажи мне об ихсане». Тот сказал: «Это значит: поклоняться Аллаху, как будто ты видишь Его; ведь когда ты не видишь Его, воистину, Он видит тебя» [2, с. 12].  

Здесь Абай Кунанбаев на основе ученых, именно Ханафитских ученых дает объяснение такому понятию как «вера» и «дела в исламе».  Ясно показывая, что человек, который уверовал сердцем в Аллаха считается мусульманином и далее уже мусульманину нужно соответствовать поступками, как это требует от него Ислам.

Согласно исламскому мировоззрению Всевышний Аллах создал человека с любовью, ибо человек есть подобие Божие, и отплатить он может тоже только любовью. По этому вопросу Абай Кунанбаев говорит: «Творца любовью создан человек, и потому возлюби Аллаха больше, чем себя». В представлении исламских канонов Всевышний Аллах – это истина, которую нельзя объять разумом, и потому он пришел к выводу, что связующая нить между Аллахом и человеком – является вера, любовь и надежда на милость Всевышнего Аллаха [3, с. 50-51].

В своем труде «Воскрешение наук о вере» аль-ʻАзали пишет о том, что любить можно лишь то, что познается, поэтому деревья и камни не могут любить. Отсюда следует, что любовь тесным образом связана с познанием, а во всем мироздании познавательной способностью наделен лишь человек. Отсюда очевидна связь любви и познания. Такое понимание любви разделяется Абаем Кунанбаевым, и он определяет любовь как человечность человека, подразумевая здесь самость человека, его суть.

Абай Кунанбаев часто говорил об имаме аль-Газали и о его верном представлении понятии, которые есть в Исламе. Абай Кунанбаев в познании Всевышнего Аллаха он усматривает прежде всего решении общечеловеческих и гуманистических проблем. Любовь к Всевышнему Аллаху означает самосовершенствование, одним из главных принципов человечества.

 Абай Кунанбаев говорит о Всевышнем Аллахе так:

Просто – вымолвить слово «Аллах», но не прост к Аллаху путь.

Вера в душе и сердце, но не в словах, И не обмануть Его [4, с. 56].   

Для Абая Кунанбаева человек, который сказал: «Я истинно верующий, ибо признаю, почитаю, выполняю все обряды и предписания, то еще не истинная вера, потому что это слишком просто».  Абай Кунанбаев признавая и исходя из пяти столпов, семи условий веры, атрибутов и имен Аллаха, одновременно пытается найти смысл в каждом из них, углубляясь и осознавая их. Он не просто воспринимает и принимает веру такой, какой она описана, а стремится обрести пользу от веры. Надо верить не ради веры, а ради Всевышнего Аллаха. Этот прагматичный подход к вере не случаен. По Абаю Кунанбаеву – самосовершенствование человека, его рост и развитие, морально-нравственное совершенствование. Иными словами, для того чтобы получить пользу, нужно знать пути ее получения. Это возможно только через веру.

Практическими путями получения пользы от веры Абай Кунанбаев называет прежде всего приобретение знания, но также не нужно забывает и семь других атрибутов. Такие понятия, которых Абай Кунанбаев выделяет среди других милосердие и справедливость, также отмечает доброту, любовь. Такой человек, являясь истинным мусульманином, способен быть близким к Всевышнему Аллаху и принести пользу человечеству, а значит не зря прожить свою жизнь. Человек же, который принимает лишь внешние проявления веры, аккуратно выполняя все предписания и не задумываясь о своем истинном предназначении, считая, что невозможно достичь те высоты которые нам указывается Аллахом в Коране и складывая руки, останется на одном месте.  Он не сможет самосовершенствоваться, а значит смириться с тем, кто он есть. «Он делает только то, что делают другие – встает и падает, молясь… Не будет утруждать себя, думая, ломая язык, обучаясь, заботясь об очищении веры. Они говорят: «Это все, что знаю, не браться же за учебу на старости лет. Главное – не попрекнули бы, что не молюсь, а что язык коряв – не беда» [5; с. 205].  

Абай настаивает на том, что человек не просто попал в этот мир, не случайно, а как результат творения, он должен, обладая теми или иными качествами, свойствами, обязан поставить себе правильные цели. Одним словом, необходимо прожить жизнь с пользой, и сначала может показаться, что лишь для себя, но это не так, поскольку ты, как совершенный человек, будешь наставлять на этот путь своих детей, родственников, друзей, тем самым проявляя заботу о всем человечестве, станешь истинным мусульманином. 

В заключении можно привести слова Абая Кунанбаева: «Жизнь – это прекрасный дар, и надо изведать ее в полной мере – это огромное счастье и ответственность перед Всевышнем Аллахом».   

 Кайрбеков Нурлан

Заместитель (наиб) имама мечети «Нур-Астана»;

PhD-религиовед, исламовед.


Список использованной литературы:

  • Мир Абая / Сост. и ред.: М.Маданова, А.К.Машакова. – Алматы, 2004.
  • islamguiden.com.
  • Есимов Г. Хаким Абай. – Алматы: Білім, 1995.
  • Абай, Стихи. Переводы русских поэтов // Сост.: Л. Степанова, Г.Бельгер. – Алматы: Ғылым.
  • Қара Сөз. Книга Слов / Пер. с каз. К.Серикбаевой, Ю.Кузнецовой. — Семей, 2001.
Бөлісу: