Остерегайтесь чувства, которого достойны лишь лицемеры

Статьи
Жарнама

Зависть – один из больших грехов. Всевышний в Коране говорит: (смысл)«Неужель они завидуют тому, что Всевышний даровал им из Своей щедрости?!» (сура «Ан-Ниса», аят 54).

أَمْ يَحْسُدُونَ النَّاسَ عَلَى مَا آتَاهُمُ اللهُ مِنْ فَضْلِه

(Смысл) «Не завидуйте друг другу; не отворачивайтесь друг от друга, а будьте, о рабы Аллаха, братьями!»(Аль-муъджамуль-ауса 7874.)

لا تحاسدوا ولا تدابروا وكونوا عباد الله إخوانا

В другом хадисе говорится: (смысл) «…и не соберутся в сердце раба иман (вера) и зависть» (Сахих Ибн Хиббан 4606)

ولا يجتمع في جوف عبد الإيمان والحسد

Эти и многие другие изречения Посланника Аллаха (мир ему и благословение) строго запрещают проявление зависти. Ибо зависть есть  что  иное, как проявление негодования волей Всевышнего, Который даровал что-либо другому человеку.

Чтобы избавиться от этого чувства в первую очередь Вам надо понять и осознать всем сердцем, что то, чем обладает другой человек, даровано ему Всевышним. Именно Аллах, Создатель мира сего, наделил его тем благом и Ваша зависть есть негодование Его решением. Подумайте над этим, и как только Вы прокрутите это у себя в голове, осознаете это, Вам будет намного проще избавиться от чувства зависти.

Фудайл ибн Ийад (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Верующий завидует белой завистью, а лицемер завидует черной завистью». Эти слова представляют для нас прекрасное мерило, и в то же самое время угрозу. Человек может желать тех же материальных или духовных благ, которыми наделен другой человек. Это не является черной завистью. Черная зависть – это когда человек желает, чтобы тот, кто обладает какими-то благами, был лишен их. То есть, главной целью человека, который завидует своему богатому соседу, является не стать богатым самому, а чтобы его сосед был лишен своего богатства. А подобное желание является признаком низости и лицемерия.

Однако наряду с этим было не правильным считать каждого завистника лицемером. Так как существует совершенно ясное описание того, кто является мунафиком: Мунафик (лицемер) – это тот, кто, будучи на самом деле неверующим, старается казаться верующим. Поэтому человека, который завидует другому, невозможно назвать мунафиком в этом смысле слова. Поэтому в данном случае слова о лицемерии завистника следует понимать следующим образом: «остерегайтесь зависти, так как зависть является тем низким чувством, которого достойны только мунафики».

Человек, который болен завистью, и которому причиняет страдание успех других, а не собственная ничтожность и никчемность, является самым ярким примером незнания торговли.

В основе зависти лежит невежество. Так как завистник полагает, что те блага, которыми обладает человек, к которому он испытывает зависть, останутся у него навечно. На уровне сознания каждый знает, что это не так, но когда человеком управляют эмоции и чувства, то разум отключается.

Спустя какое-то время не останется тех, кто завидовал и тех, кому завидовали, так же все то имущество, которое было предметом зависти, окажется в руках других людей, которые какое-то время попользуются им, а затем оно перейдет к другим людям и так далее.

Кроме того зависть содержит в себе элемент недовольства предопределением. Аллах Всевышний говорит в Коране: «Или же они завидуют тому, что Аллах даровал людям из Своей милости?» (ан-Ниса 4/54).

В этом аяте имеется очень важный момент, а именно выражение «то, что Аллах даровал из своей милости» заключающий в себе огромную мудрость. Исходя из этого, наши муфассиры сказали: «Желание, чтобы человек, незаконно завладевший чужим имуществом, был лишен этого, не является завистью, а является требованием справедливости».

Таким образом, если человек нажил богатство путем воровства, то желать ему утраты этого богатства, не является завистью. Зависть – это когда человек не может смириться с тем, что кто-то обрел богатство законным путем по милости Аллаха. Желание того, чтобы человек лишился этого, является проявлением несогласия с предопределением, и критикой милости Аллаха. Истинно верующий человек должен радоваться успехам своих братьев. Этого требует от нас вера в предопределение и исламское братство.

 

Духовно - просветительский портал«ummet.kz»

Бөлісу: