Ислам и традиции казахского народа

Статьи
Объявление

Ислам это одна из мировых религии, которая основывается на знаниях, ниспосланных от Всевышнего Аллаха – Священного Корана и Прекрасной Сунны нашего любимого пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Вмести с этим нужно сказать, что Ислам всегда приветствовал добрые и нравственные соответствующие шариату (положения религии ислама) традиции и обычай народов, которые становились мусульманам. Эти традиции, обряды и обычай со временем превращались в исторические особенности и ценности мусульманской уммы (народа).

В Исламе говорится, что род человечески создан разными народами и племенами. Когда люди знакомятся между собой, среди них выстраиваются хорошие добрые взаимоотношения.  

Всевышний Аллах в Священном Коране, в суре Хужурат так говорит:       

يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ

«О люди! Воистину, Аллах создал вас из мужчины и женщины и сделал вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий»[1].

Выдающийся ученые Ислама муфассиры (комментаторы Священного Корана) такие как – Мухаммад ибн Джарират-Табари и Абу Бакр ибн аль-Араби в комментарии к этому аяту приводят следующее – люди созданы народами и племенами, а у каждого народа есть свои отличительные качества – это история, культура, язык, традиции. Если вы попали жить к людям другой национальности, вы должны уметь их уважать и сохранять с ними толерантные отношения.

В Ханафитском мазхабе (школе) ученые говорят, что многие традиций и обычай народов, живущих на территории Центральной Азий и Казахстана соответствуют положениям и нормам шариата Ислама. Но нужно отметить, что есть и такие традиции, которых нужно остерегаться.

Во основном традиции казахского народа во многом перекликались с требованиями шариата и назиданиями ислама. К одним из таких простых обычаев казахского народа можно отнести «Беташар». К сожалению некоторые мусульмане, считают его не допустимым в своих суждениях. Но ведь этот обряд казахов можно на прямую связать с шариатом Ислама.  Ведь девушка, приходя в дом мужа начинает свою жизнь с знакомства с его близкими и родными. Это у казахов делается специальными торжественными обрядами и это совершалось с учетом мнении ученых богословов и правоведов ислама в Центральной Азий и Казахстана, которые приводили свои суждения в соответствии положениями шариата имама Агзам Абу Ханифы – выдающего муджтахида шейх ислама (ученного ислама).

В суждениях ученых Ханафитского мазхаба – не большой поклон невестки делается с намерением уважать родственников мужа, среди которых также находится отец и мать мужа.  А уважительное отношение к родителям и близким предписано в шариате ислама.

Обратите внимание на то, что некоторые мусульмане не оправданно относят этот обряд к проявлению ширка (многобожья), не обращая внимание на ее намерение, буквалисты или фанаты видят только ее поступок (движение).

А вед Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) нам сказал в своем хадисе, который сообщается от повелителя правоверных Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) как он передал: "Я слышал, как Посланник Аллаха (благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести)» - этот отрывок из хадиса говорит, что все дела и поступки определяется по намерениям человека. И здесь есть мнение многих ученых, которые в своих комментариях к этому хадису, говорят, что нужно всегда обращать внимание на намерение человека.


  1. Халифа Алтай. Құран Кәрим қазақша мағына және түсінігі. Фаһд Патшаның Құран Шәриф баспасы. Перевод смыслов Священного Корана, сура «Хужурат», 13аят.
  2. Священный Хадис передал Имам Мухйиддин Абу Закарийа Яхийа ибн Шараф ан-Науауй, от Абу ХафсУмар ибн ал-Хаттаб.

 

 

Кайрбеков Нурлан.

Наиб-имам мечети «Нур-Астана»,

PhD-религиовед, исламовед.

Поделиться: