Мы наиболее достойны того, чтобы получать знание

Статьи
Объявление

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Знание – это то, чего ищут истинно верующие. Поэтому, где бы его не нашли, они наиболее достойны того, чтобы его получить» (ат-Тирмизи).

Следуя этому досточтимому наставлению Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), мы должны пить от источников знания. Где бы мы ни нашли знание, и какую бы форму оно ни приняло, мы, мусульмане, наиболее достойны его.

Предметом нашего обсуждения является устройство домашней библиотеки и то, как развить привычку к чтению в детях. Существует много хороших примеров для того, чтобы обдумать это и действовать в этом направлении.

Например во Франции для исследования и получения новой информации была создана организация под названием «Удовольствие, получаемое от книг». Она направлена на активное развитие взаимоотношений между детьми и книгами и проводит собрания, конференции и периодически повторяющиеся практические занятия, дает ответы на вопросы, присланные по факсу. Кроме того, каждые  два месяца она выпускает журнал с критическими статьями и серии буклетов с обзором деятельности библиотек.

Германия устраивает ежегодные национальные соревнования по чтению. Дети, участвующие в этих соревнованиях, выбирают тексты для чтения вслух на 3-5 минут. Эти соревнования длятся в течение недели, и победивший ребенок получает в подарок книгу.

В Японии также существует негосударственное движение под названием «Литературный запас». Это словосочетание употреб­ляется японцами в отношении устройства маленьких библиотек для детей. Согласно этому движению, кто-нибудь (как правило, кормилец семьи) еженедельно, обычно по воскресеньям днем, приглашает в свой дом соседских детей и предоставляет в их распоряжение свое собрание детских книг. Дети могут брать эти книги к себе домой, чтобы читать их самостоятельно или давать читать их другим. Такой библиотекой руководит один человек, и она называется «Семейная библиотека». Так делать лучше, нежели давать книги только своим друзьям, с которыми человек желает поделиться удовольствием от чтения книг.

Одновременно с этим движением в Японии устраивается кампания под девизом «Книга — в каждый дом». Японцы заме­тили, что главная причина, по которой деревенские жители, в особенности дети, не интересуются чтением, состоит в том, что они не могут позволить себе покупку книг. Вот почему некото­рые школы и библиотеки в сельской местности организовали кампанию под девизом «Книга — в каждый дом».

Известно, что доктор Мухаммад, писатель и дет­ский врач, рассказывал: «Однажды, когда я возвращался поездом из Нидерландов в Бельгию, я сидел рядом с одной голландкой, которая ехала с маленьким ребенком. Неожиданно ребенок рас­плакался. Тогда мать открыла свою сумку, достала из нее книгу и дала ее своему ребенку, который увлекся чтением и сразу же прекратил плакать. Я подивился этой ситуации. Когда женщина открыла свою сумку, я подумал, что она достанет оттуда каких-нибудь конфет для ребенка, но вместо этого она дала ему нечто интеллектуальное. Интеллектуальное развитие — это именно то, что необходимо нашим детям».

Другой пример в этом отношении являет для нас Турция. Один из ученых ислама, обсуждая данную тему, сказал: «Я поехал в Турцию летом. Я помню, как мы посетили одно место, где был потрясающий вид, показыва­ющий величие Творца (да будет Он превознесен!). Окружавший нас пейзаж со всей растительностью походил на гигантский зеле­ный ковер. Огромные деревья покачивались от легкого ветерка.

Мы остановились и вышли из машины. Я заметил одного маль­чика, примерно 13-ти лет, который сидел в машине и был полностью погружен в чтение книги, невзирая на то что все остальные люди вышли и наслаждались завораживающим видом и приятным ветерком. Мы провели почти час, любуясь этим пейзажем, а затем вернулись в машину. К моему удивлению, мальчик продолжал читать!»

Наука о пользе чтения

Ученые из Ливерпульского университета измеряли активность мозга испытуемых во время чтения ими стихов Шекспира, Элиота и других известных поэтов. Выявлено, что чтение поэзии приводит мозг в состояние повышенного возбуждения, сохраняющегося и после прекращения чтения. Особенно активизировались зоны, связанные с автобиографической памятью. Дополнительно ученые пересказали содержание стихотворений «своими словами». Так вот, чтение этих пересказов не оказывало почти никакого влияния на мозговую активность.

Исследователи из Университета Эмори в Атланте проводили магнитно-резонансную томографию (МРТ) 12 студентов, которые каждый день прочитывали по 30 страниц исторического триллера Роберта Харриса «Помпеи». Сканирование показало, что чтение вызывало повышенную активность в левой височной доли коры мозга, связанной с речевой деятельностью и когнитивными способностями в центральной извилине, отвечающей за сенсомоторные реакции. Причем возбуждение сохранялось в этих областях и спустя время после прочтения книги. Ученые выяснили также, что читатели переживают опыт «телесной семантизации», когда в процессе обдумывания того или иного действия конфигурация межнейрональных связей начинает повторять их конфигурацию в момент совершения этого действия. К примеру, мысли о плавании могут приводить к образованию тех же межнейрональных связей, что и сам физический процесс плавания.

Исследователи из Стэнфордского университета попросили группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). Причем разными способами. Сперва они читали «просто так», а потом их просили сосредоточиться на анализе текста, как будто им нужно будет сделать доклад на научной конференции. Обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. При переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге.

Чтение — это ключ к созданию великих цивилизаций. Пос­редством чтения мусульмане могут приобретать знание своей религии. Тот, кто не читает, является врагом самому себе, по­скольку он стоит на месте, в то время как другие движутся вперед. Мы живем в эпоху знания. Поэтому нам не стоит оп­равдываться такими нелепыми словами как: «У нас не хватает времени на чтение; мы слишком заняты». При наличии столь­ких экономящих наш труд изобретений, таких как стиральные машины, автомобили и прочих, наше время — в наших руках, и книги нам доступны. Итак, нам необходимо развивать в себе интерес к чтению, чтобы мы могли совершенствоваться.

 

Ummet.kz

Поделиться: