Мир детства в традиционной культуре казахов

Мудрость народной традиции
Объявление

Қарға сүйер баласын аппағым деп

сенен жақсы дүниеден таппадым деп.

Ворона называет своего птенца беленьким,

говоря, что лучше него нет никого на всем свете.

Казахская  народная мудрость

Семья – это основа любой нации. Для того чтобы привить молодому поколению национальное самосознание, традиции и обычаи, старшее поколение в семье должно со всей ответственностью подходить к своим обязанностям, создать условия, когда ребенок с рождения почувствует красоту языка, гордость за мудрые обычаи, сопричастность в проведении обрядов, желание повторить эти праздники со своими детьми.

Когда молодожены становятся родителями, в один миг на них сваливается небывалое ощущение счастья и ответственности, радости и страха за будущее ребенка. Мать, радостно прижимая к груди свое чадо, вдыхая родной запах, чувствует себя на вершине счастья, и это чувство единения с ней сохраняется у ребенка до конца его дней. И за ежедневными заботами о самочувствии дитя, родители, порой неосознанно, ставят перед собой такие вопросы:

Как помочь ребенку понять себя?

Как научить его общаться, трудиться, любить?

Как и что в нем нужно развивать?

Каким он вырастет?

Появление в семье ребенка сразу же меняет жизнь взрослых. Беспомощный комочек с первых минут требует непрерывной заботы и внимания. Важно, чтобы наше дитя росло в атмосфере любви, заботы и безопасности. Это вполне понятное стремление породило целую систему оберегов от воздействия темных сил. Последнего во все времена боялись не меньше, а то и больше, чем простуды, страх этот зафиксирован в поверьях, обычаях, традициях.  Разумеется, страхи возникли не на пустом месте. Это – опыт непрерывных, поколение за поколением, наблюдений за жизнью. Уже сама система традиций и ритуалов по отношению к детям свидетельствует о желании родителей помочь ребенку жить счастливо.

Мир детства – не просто период «вырастания» человека, биологически одинаковый у всех народов, но и время освоения культуры. Обратимся к истории. У первобытных народов жизненный опыт ребенка формировался на основе опыта взрослых. Освоение культуры осуществлялось путем копирования способов деятельности старших: чтобы стать хорошим охотником, нужно видеть охоту, повторять в деталях действия охотника, своего отца.

В античной Греции можно наглядно видеть разницу подходов к воспитанию детей – в милитаризованной Спарте дети жили в семье до 7 лет, до 20 лет воспитывались изолированно от нее, в группах сверстников, и главным здесь было воспитание воина. А в демократических Афинах дети освобождались от работы, занимались образованием, искусством, спортом.

В средневековье детство, по сути, было только у детей богатых родителей, и при том, что между родителями и потомством увеличивалась дистанция – детей отдавали кормилице, в монастырь, пансион.

В эпоху Просвещения формируется убеждение в том, что детство должно готовить ребенка к будущей жизни. Любовь к детям выражается уже не в увеселении и забаве, а в рациональном воспитании: ребенок – это глина, из которого нужно «слепить» человека. В зависимости от состояния общества статусом ребенка наделяли обычно только мальчика.

С усилением темпов развития общества родители становятся ближе к ребенку, поэтому хотят контролировать и его поведение, и его внутренний мир. Но уже в ХХ веке у родителей появляется осознанное стремление помогать индивидуальному развитию личности собственного ребенка.

Интересен такой факт – в традиционном обществе моделью поведения являются предки, затем сверстники. А вот наше время – с его бурными открытиями и изобретениями: компьютеризацией, расщеплением атома, клонированием, исследованиями космоса, – породило и новые черты культуры, и иные механизмы ее передачи. Прежде культурные новшества распространялись медленно и неравномерно – дети одних стран часто знали больше взрослых других стран. Но всегда были взрослые, знания и опыт которых неизмеримо больше, чем у самого одаренного ребенка. Сейчас же появилась единая мировая информационная система – именно она формирует у молодежи всех стран общность опыта и восприятие культуры. С развитием общества роль детства как периода формирования личности возрастает, выдвигая на первый план значение творчества как непременного атрибута адаптации к изменяющейся среде.

Современные ритмы жизни отчасти нивелировали этнические, расовые, национальные различия людей. Но практически каждому интересна жизнь его предков. Взгляды бабушек и дедушек формировали наше отношение к миру.

Чтобы сегодня принять это, современному человеку нужно вглядеться в старину, увидеть и понять, как его предки-кочевники жили, трудились, любили и воспитывали детей. Лишь тогда можно проникнуться уважением к их мудрости, основанной на уверенности в том, что человек один не выживет, необходимости учиться жить вместе, быть в согласии с небом, с родом, с собой. Наверное, неслучайно мы пытаемся сейчас переосмыслить бесценный опыт традиционной культуры по отношению к детям – в надежде найти рецепт современного гармоничного воспитания.

Традиционные подходы казахского воспитания детей от  года до семи лет

Первый год жизни ребенка в казахской семье завершается обрядом сбривания утробных волос «қарыншаш». Мальчикам на темени оставляли прядь волос – «айдар», девочкам – на висках – «тұлым» и, тем самым, впервые фиксировали половые различия между мальчиками и девочками в прическе.

В период от 1 до 3 лет ребенок растет баловнем в семье, любимой «живой игрушкой», с которой забавляются целый день. Особую роль здесь играет отец, так как мать целый день возится по дому. Отец позволяет ребенку все шалости, учит его осторожности, взаимоотношениям со старшими и младшими. Если ребенок расшалится, отец успокоит его игрой на домбре. В многодетных семьях забота о младших лежит на плечах старших детей – это и ответственность, и школа родительства. Так еще в раннем детстве проявляется чувство родства, ощущение старшего, любовь. Если случается (очень редко), что отец обидит малыша, тот с криком бросается к матери, зная, что всегда найдет утешение и заботу у нее. Нередко можно было встретить ребят 3-х и даже 6-ти лет, которые продолжали сосать грудь матери.

Жизнь семьи в одном нераздельном помещении – юрте – приучает всех членов семьи заботиться и любить маленьких.

Если в семье рождаются только девочки, отец старается одной из дочерей дать мальчиковое воспитание, приучая дочь к делам, играм, словам мужчин. С 1 года до 7 лет, когда начинается смена молочных зубов, происходит изменение в сознании, социальном статусе ребенка, наиболее важные этапы развития ребенка кочевники обозначали праздниками, значимость которых высока и сегодня.

Глубоко содержательным является обряд «тоқымқағар» – торжество по поводу первого выезда за пределы аула. Это уже почти самостоятельная, взрослая жизнь. Родители старались показать малышу, что они вместе с ним рады тому, что он вырос, тому, что он знает в поездке и тому, что вернувшись в аул, ребенок поймет, что родные любят и ждут его.

Очень значимым в жизни рода является обряд «аша майға отырғызу» – посажение на деревянного коня (аша май – детское седло для детей 2-4 лет, к которому ребенка привязывают). Конь в жизни казаха имел важное значение, поэтому уже в 6-7 лет отец или старший брат впервые сажает ребенка на стригунка и обучает его ухаживать за конем, придумывает ему имя, ставит ему метку. На празднике «ұлтойы» коня украшают серебряным седлом, авторитетный нагашы подсаживает ребенка на коня. Известно, что верховой езде обучали и девочек, многие из них успешно участвовали в скачках, играх.

Девочкам 5-6 лет прокалывали уши, надевали серебряные сережки, проводя по этому случаю торжество «құлағын тесу». Праздник «сүндеттойы» устраивается по поводу мусульманского обряда обрезания мальчиков. Обряд желательно проводить в нечетные годы возраста – 3-7 лет. Раньше это делали муллы, получая определенное вознаграждение за работу. На следующий день проводят торжество, на которое приезжают все родственники, одаривая малыша подарками. Перед обрядом обрезания состригали «айдар». Все, и в первую очередь, сам мальчик, гордятся тем, что он смог стойко перенести физическую боль, тем самым доказав, что он мужчина и теперь оторвался от матери. Обряд «сүндеттеу» имеет еще одну сторону – он означает факт приобщения ребенка к исламу.

Все эти обряды знаменуют собой определенные этапы формирования личности, и они проходят на сложном этико-психологическом фоне. До 3-х лет ребенок учится общению, умению любить, терпеть ради другого. Период развития от 3-х до 5-ти лет – это время обучения внешним формам проявления любви или нелюбви через игру, как копирование ролевых сценариев взрослых. Следующие 2 года – от 5-ти до 7 лет – период послушания, внутренний этап развития, когда человек учится уживаться с другими. У многих народов до 5-лет не принято наказывать детей, т.к. в этом возрасте не возникает чувство вины. Вспомните, как говорят казахи – «беске дейін хандай сыйла, бестен он беске дейін құлыңдай жұмса, он бестен кейін құрдасыңдай сыйлас» (до 5-ти лет – почитай, как хана, с 5-ти до 15-ти лет – эксплуатируй, как раба, с 15-ти лет – уважай, как сверстника).

 

Традиционные подходы казахского  воспитания детей от семи до двенадцати лет

Если в первые пять лет жизни малышу предоставляется почти абсолютная свобода, в следующие два года наступает период послушания, то с 7-ми лет ребёнок становится более восприимчивым. Поэтому он очень внимателен к деталям окружающей его жизни, к взаимоотношениям с родными, соседями, ровесниками. Все это можно пронаблюдать в его играх. Основное качество этого периода – способность учиться, запоминать, делать отбор информации. Поэтому самое лучшее время обучения ребенка – это возраст от 7 до 12 лет, хотя по-прежнему большую роль в его жизни занимает игра. Игры детей этого возраста можно назвать тренировкой будущих социальных ролей отца-матери, охотника-наездника. Именно поэтому с семи лет детей обучали ремеслу, искусствам, основам религии, наукам. Обучение детей проводилось в медресе или мектебах, где они получали первоначальное образование. Продолжить его в городах могли только дети состоятельных родителей.

В традиционной культуре казахов в этом возрасте детей из бедного сословия ожидали суровые испытания, так как в тяжелых условиях кочевой жизни им приходилось с раннего утра думать о хозяйстве – они пасли скот, собирали навоз, возились с младшими, участвовали в изготовлении войлока, шитья, заготовках еды. Примерно к 12 годам возникал вопрос о женитьбе, чему предшествовали все необходимые шаги по формированию личности. Необходимо подчеркнуть всевозрастающую разницу в отношении рода к мальчикам и девочкам – и в жизни, и в играх, и в обучении. Сам процесс воспитания осуществляли больше женщины – бабушки и матери (вспомните детство Абая из романа М.Ауэзова «Путь Абая»), однако мужчины как бы принимали результат и определяли меры поощрения или наказания. В казахском обществе самыми распространенными были методы подражания, где учитывалось мнение всех сородичей. Для кочевников большую роль играло поучение с использованием мифов, легенд, пословиц и поговорок. В случае невыполнения были возможны телесные наказания, насмешка, брань.

Представьте себе особый день в кочевом ауле, где живут десятка два босоногих детей. Сегодня в ауле праздник – свадьба старшего брата. Это событие вызывает много волнений, приготовлений для всего рода. Наши малыши по-взрослому готовятся к байге и другим соревнованиям, оставив на время обычные игры в асыки, драки. Они понимают значимость приезда новых родственников брата, потому что знают – в их ауле живет своя родня, а в гости ездят к родственникам матери. С разными родственниками у них складываются свои отношения.

Любой человек, приехавший в аул, привозит новости из других мест, рассказывает истории о батырах, битвах, борьбе за независимость. Дети, как самые внимательные слушатели, запоминают эти истории, чтобы потом рассказать другим. Вспомните этот период своей жизни и вы поймете, что многие ваши таланты, взгляды на жизнь сформировались именно тогда.

 

От двенадцати до пятнадцати

По старинному летоисчислению, чтобы вычислить свой «мушел» (один мушел составляет 12 полных лет), необходимо свой возраст разделить на 12. Год завершения очередного мушеля (13, 25, 37…) является переходным и связывается в сознании народа с повышением опасности, что неудивительно, так как в эти годы обычно происходят и физиологические изменения в организме человека. Особенно это характерно для первого мушеля – 13 лет, когда происходит скачок как в физиологическом, так и психоэмоциональном плане. Внешне этот период сопровождается сменой одежды. У мальчиков (жігіт) и девочек (қыз бала) появляются пояса. Кроме того, девочки начинают носить круглые шапочки с үкі – перьями филина.

В кочевом обществе, где в основе рода всегда была большая семья, все окружение способствовало формированию личности ребенка, осознанию им себя как части социума. Родители воспитывали своим личным примером, дедушка и бабушка (ата и апа) были носителями мудрости, знаний и справедливости, дяди (ағалар) разжигали соревновательный дух, тетки (жеңгелер) проявляли заботу и нежность, многочисленные братья и сестры учили общаться со сверстниками, уход за младшими приучал к ответственности. Именно в 13 лет усиливается тяга к духовному общению, происходит осознание себя как личности.

Важнейшей частью жизни в этом возрасте становится общение со сверстниками. Игры делятся по половому признаку. У мальчиков они превращаются в соревнования – асыки, конные скачки. У девочек носят характер сюжетно-ролевых ситуаций и имеют атрибуты, выполненные своими руками. Например, кукла – на две скрещенные палки наматывается кусочек ткани, символизирующий голову. Девочки шьют ей одежду, готовят еду, поют колыбельные и т.д.

В дни праздников – тоев, когда съезжались гости из других аулов, подростки активно участвовали в подготовке к ним, в различных соревнованиях, играх, алтыбакане, тем самым постепенно входя в мир взрослых.

По-прежнему подростки осваивают трудовые навыки старших, обогащая их своими творческими находками, например, при выделке ковров или обработке кожи. Творчество было той сферой, где человек мог проявить свою индивидуальность.

Для подростка одним из главных переживаний становится проблема выбора жениха или невесты. В это время формируются понятия о красоте, привлекательности, любви. Вспомните древний эпос «Козы-Корпеш и Баян-Слу». Его герои с детства считались предназначенными друг для друга, но судьба распорядилась иначе. Юные влюбленные предпочли смерть жизни врозь. Эта легенда о красивой любви заставляла молодежь мечтать, надеяться на лучшее.

Идеи народной педагогики актуальны и в современном обществе, так как семья остается первоосновой общества. Именно здесь в детях закладываются идеи и навыки сплоченности, организованности, умение подчинить свои интересы общим. В период с 12 до 15 лет у ребенка усиливается тяга к духовному общению со взрослыми, их положительная оценка достижений, как и критика поведения, ему очень нужна. Родители могут помочь сориентироваться в мире сверстников, нужно лишь чаще общаться, разговаривать с детьми, настроить их на созидание. Школа является мощным средством социализации, и правильное отношение родителей к ее роли в жизни ребенка поможет ему извлечь пользу для своего будущего.

Картина мира у человека основывается на впечатлениях детства – то, что запечатлевается в душе ребенка от рождения до 15-ти лет, не забывается в течение всей жизни. Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни почувствовал свою необходимость, радость бытия, чувство счастья, уверенность в том, что он нужен всем. Счастливое детство – это состояние души, раскованности, свободы, любви, это залог творческой личности, поиска себя в бурном потоке жизни.

Идеи народной педагогики в современной интерпретации помогают родителям формировать у ребенка восприимчивость к культуре родителей, национальной культуре. Это очень важно, ибо без понятия «традиция» в широком смысле слова немыслима ни одна культура, немыслим человек.

 

 

АВТОР / А. САДЫКОВА, К.П.Н., КАЗНАИ ИМ.

Т. ЖУРГЕНОВА, Г. АЛМАТЫ

Поделиться: