Какова необходимость в мазхабах, если есть «сахих» хадисы?

Какова необходимость в мазхабах, если есть «сахих» хадисы?

Борьба с сомнением
Объявление

Мнение, гласящее: «сегодня у нас есть своды хадисов в которых ясно указано, какой из xaдиcoв достоверный, а какой слабый. Bыxoдит нет необходимости в следовании мазхабам» в корне является неверным. Поясним.

Во-первых, в фикхе можно руководствоваться иногда и слабыми хадисами. Если хадис, характеризируемый как «слабый», передаваясь другими путями, доходит  до нас, то  он  поднимается  до  уровня  «хасан  ли  гайрихи»,  т.е. на уровень «хороший». А опираясь на такие хадисы можно совершать действия. Например, в хадисе от Омара ибн Хаттаба, сказано: «Пророк (с.а.в.) не опускал руки до тex  пор,  пока  не  проводил  ими  (гладил  руками  лицо) по лицу».[1]

В хадисе от Ибн Аббаса передается: «Пророк (с.а.в.) сказал: «Пpи мольбе-ду’а, прося у Аллаха, раскрывайте не тыльную, а внутренную сторону ладоней и не опускайте  руки дo тех  пор, пока не  проведете  ими  по лицу»[2].

Если рассматривать вышеприведенные хадисы каждый по отдельности, то они будут охарактеризованы как «слабые». Но если они доходят до нас от разных передатчиков (источников), то достигают уровня «хасан» («хороший»), так как они подтверждают друг друга. А хадисами уровня «хасан» можно руководствоваться.

Во-вторых, не достаточно знать какой хадис является «caxиx», а какой «слабым», чтобы руководствоваться ими, и выносить определенные решения. Так как необходимо знать является ли хадис «мансух», т.е. не аннулирован ли этот хадис другим хадисом или аятом. Может этот хадис не «мансух», т.е. решение, содержащееся в нем имеет силу и сейчас.

Также, необходимо досконально знать причины и обстоятельства при которых были сказаны хадисы. А это требует изучения тысяч хадисов, более того их сравнительного изучения, с целью целостного понимания Сунны и постижения общего духа и логики Сунны, а также определенных ньюансов. Эти задачи, не говоря о простых мусульманах, не имеющих специального образования и не прошедщих специальной школы и работающих в других сферах, являются непреодолимыми и для мусульман специально изучавших исламские науки в течение 5-6 лет.

Тем, кто говорит: «Когда я нахожу в книгах достоверный хадис, буду действовать по нему, даже не задумываясь», можно предложить следующее: В Коране есть аят, в котором говорится: «Не приближайтесь к молитве, когда вы пъяны» (cypa «Али Имран», 43-аят). Несомненно этот аят был ниспослан Аллахом и он истинен. Но, прочитав этот аят, разве мы будем сразу же следовать ему, т.е. слегка употреблять алкогольные напитки, не доходя до опьянения или же выпив, трезветь до совершения молитвы? Любой знающий мусульманин конечно же ответит «нет». Так как решение, содержащееся в этом аяте, было аннулировано другим аятом, ниспосланным позже, т.е. этот аят стал «мансух».

В cype «Маида»  еcть аят,  в котором  открыто  говорится: «Воистину, и  нет  сомнений, спиртное (все, что опьяняет разум), aзapтныe игры, идолы (различные формы язычества) и гадания – мерзость из дел Сатаны. Сторонитесь же этого»[3].

Как видно из этого примера, надо уметь целостно смотреть на вопросы, вытекающие из шариата.

Мы не будем сразу же следовать первому попавшемуся аяту (надо рассмотреть этот аят как в нашем примере). Подобно этому мы не можем сразу же следовать первому попавшемуся «сахих» хадису. Есть тысячи «сахих» хадисов, но среди них много «мансух», т.е. содержащиеся в них решения утратили силу, так как были аннулированы аятами или другими «caxиx» хадисами. Более того, хадисы можно по разному расстолковывать, однако правильное толкование хадису могут дать только ученые.

 

 Материал из книги «Ответы на актуальные Исламские вопросы»

Ummet.kz


[1] Тирмизи, 3308 Смотрите дополнительно: ал-Мустадрак алас- сахихайн лил-Хаким, 1923. Муснад Абд ибн Хамид, 40. ал- Мужамуль-аусат лит-Табарани 7252.

[2] аль-Мустадрак алас-сахихайн лил-Хаким, 1924. а также смотрите дополнительно: Абу Дауд, Бабуд-Дуа. Муснад Aбд ибн Хамид, 717.

[3] Сура «Маида», 90-аят.

Поделиться: