Зеркалом человека является его дела

Разное
Объявление

Каким прекрасным наставлением являются мудрые слова благородного ‘Умара (да будет доволен им Аллах): «Не судите по тому, как человек совершает намаз или постится. Смотрите на то, правдив ли он в разговоре и ответственен ли в отношении того, что дано ему на попечение. Смотрите на то, как он, будучи занят мирскими делами, относится к тому, что дозволено шариатом (халяль) и что запрещено (харам)»[1].

То, что искренне совершаемые намазы и посты удерживают раба от всякого рода зла, – божественная истина и благая весть для верующих. Поклонения му’мина, который не стремится улучшить свою нравственность и поступки, не наполнены этой духовностью. Он не защищен от зла, ошибок и недоразумений. О людях, которые, вместо того чтобы прилагать усилия и трудиться, все пускают на самотек и говорят, что они покорны Аллаху и уповают на Его милость, благородный ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: «Вы те, которые полагаются не на Аллаха, а на имущество других людей. Истинно покорный воле Господа и уповающий на Него тот, кто полагается на Него после того, как бросит семена в почву!».[2]

Когда кого-то начинали хвалить в его присутствии, ‘Умар (да будет доволен им Аллах) всегда задавал три вопроса: – Ты когда-нибудь путешествовал, жил по соседству или занимался торговлей с ним? Если собеседник на все три вопроса давал отрицательный ответ, то ‘Умар советовал ему: – В таком случае, не хвалите его, так как вы плохо знаете того, кого хвалите! [3]. Одним из жизненных принципов благородного ‘Умара (да будет доволен им Аллах) была истина, переданная в этой народной мудрости: «Зеркалом человека является его дела, не придавай значения словам! А личность твоя проявляется как результат труда твоей души...» Духовный мир человека, его нравственность и характер проявляются в его поступках, склонностях и взаимоотношениях с другими людьми. Благородный ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал об этом: «До тех пор, пока я не увижу воочию, самый обаятельный из вас тот, у кого самое красивое имя. Когда же я увижу, самым приятным из вас будет тот, чья нравственность лучше. А самым близким из вас для меня, после того как я испытаю вас, станет тот, кто самый правдивый!»[4]

 

[1] (Байхаки, Сунануль-Кубра, VI, 288; Шуаб, IV,230, 326)

[2] (Ибн Раджаб, Джамиуль-Улум, I, 441)

[3] (Газали, Ихья, III, 312)             

[4] (Ибн аль- Джаузи, Манакыб, стр. 219).

 

Духовно – просветительский портал «ummet.kz»

Поделиться: