30
Вт,
апр

һижри

Пусть тот, кто войдет в мечеть...

Статьи
Объявление

Мечеть – дом Всевышнего Аллаха. И прежде чем приступить к теме, связанной с этическими нормами (адаб) посещения мечетей, хотелось бы сказать несколько слов о достоинствах мечети, а также о достоинствах его посещения.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самыми любимыми местами городов для Всвышнего Аллаха являются их мечети, а самыми ненавистными – их рынки».(«Сахиху Муслим», 671)

Из сказанного ясно видно, что самыми лучшими местами на земле являются не супермаркеты, пятизвездочные гостиницы или же парки развлечений, а мечети. И это по той простой причине, что мечети являются местами поклонения, выражения покорности воле Всевышнего, что лишь приближает ко Всевышнему Аллаху. К тому же мечеть единственное место на земле, куда беспрерывно ниспускается милость Всевышнего Создателя. Что касается рынков, то там все время происходит обман, обсчет, обвешивание и т.п. Все это лишь отдаляет от Всевышнего и приближает к шайтану и к аду.

Из сказанного не следует делать вывод, что каждый, кто занимается торговлей является грешником. На самом деле рынок является местом торговли, что разрешено шариатом. Но для слабых духом и верой рынок становится местом обольщения и обмана, для стойких же духом и искренних в вере рынок становится местом получения воздаяния за честную торговлю.

Что касается достоинства посещения мечети, то Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если вы увидите, что человек постоянен в посещении мечетей, то засвидетельствуйте, что он обладает иманом. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Только те будут оживлять мечети Аллаха, кто уверует в Аллаха и в Последний день».(«Сунану Ибн Маджа», 802)

Теперь о некоторых этических нормах посещения мечети. Ислам – религия чистоты. И это требование нашей религии касается и посещения мечети в подобающем виде. Поэтому верующий, посещающий мечеть, прежде всего, должен уделять особое внимание духовной и телесной чистоте.

Духовная чистота означает искренность намерения. То есть посещение мечети лишь ради лика Всевышнего, с целью приближения ко Всевышнему Создателю, посредством совершения поклонений.

Телесная чистота означает совершение, если необходимо, полного омовения (гусл) или же тахарата. Ведь наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-либо, совершив правильно омовение, направится к мечети, то с каждым шагом Всевышний Аллах будет возвышать его степень на одну ступень и прощать один грех». («Сунану Ибн Маджа», 777)

Что касается одежды, то Всевышний сказал: «О сыны Адама! Мы ниспослали вам одежды для прикрытия ваших срамных частей и украшения для одежд. Однако одеяние благочестия лучше». («Аль-Аграф», 26 аят) Поэтому наряду с облачением в чистую и красивую одежду, с целью посещения мечети, следует быть искренним в намерении, следить в пути за своим взором, чтобы не совершить прелюбодеяние глазами, не доставлять по пути неудобства окружающим.

Женщинам желательно не одеваться броско, дабы не притягивать взоры мужчин. Иначе вместо воздаяния она может удостоиться недовольства Всевышнего. Тем более, что Всевышний Создатель сказал: «О сыны Адама! Облекайтесь в свои одеяния при каждой мечети». («Аль-Аграф», 31 аят) То есть «покрывайте свой аурат (постыдные места)». («Тафсир Аль-Джалалайн») А тело женщины, и даже ее голос, по мнению ученых, является ауратом.

Главным требованием, касающейся одежды, является чистота. Не обязательно каждый раз одевать новую одежду или же дорогую одежду. И часто можно видеть, как люди приходят в мечеть в неопрятной или же нечистой одежде, чо является ни чем иным, как неуважительным отношением к мечети.

Для чего мы посещаем мечети? Чтобы приблизиться ко Всевышнему и удостоиться Его лика. А что может больше всего приблизить нас ко Всевышнему, если не наше искреннеее расскаяние в наших грехах и обращение к Нему с молитвами. И разве не это указал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказав: «Тот из вас, кто войдет в мечеть, пусть произнесет: «О Аллах! Открой для меня врата твоей милости!»  при выходе пусть произнесет: «О Аллах! Я прошу у Тебя изобилия». («Сунану Аби Дауд», 465)

В чем суть ниспрашивания милости Всевышнего Аллаха при входе в мечеть и Его изобилия при выходе из мечети? По причине того, что войдя в мечеть верующий бывает занят поклонением, а следовательно приближением ко Всевышнему. А что это, если не милость Всевышнего? Но сказанное здесь не касается тех, кто придя в мечеть, занимается там каким-либо непристойным деянием. К примеру, пустыми разговорами.

Что касается обращения ко Всевышнему Аллаху при выходе из мечети, то верующий, выйдя из мечети, занимается зарабатыванием своего удела, опять же с намерением вновь вернуться в мечеть.

Обращаться ко Всевышнему с молитвами следует всегда. И нет сомнения в том, что особое место в этом «всегда» занимает время, когда мы находимся в мечети. Ведь это, как было сказано выше, единственное место на земле, куда в изобилии ниспосылается милость Всевышнего Аллаха. Поэтому при посещении мечети все время следует посвятить обращению ко Всевышнему Аллаху, что может выражаться в произношении различных молитв, совершении намазов, зикра, получении религиозного знания и т.п.

Часто бывает так, что кто-то войдя в мечеть громко приветствует весь джамаат. А между тем приветствие, которое отвлекает внимание в мечети, является макрухом. Поэтому приветствовать следует так, чтобы при этом не отвлекать людей от молитвы, зикра и т.п. Тем более что достаточно того, чтобы на его приветствие ответил кто-либо из джамаата, а не весь джамаат. А поздороваться с каждым из джамаата можно и после выхода из мечети.

Особое место в вопросе адаба посещения мечети занимает совершение намаза «ат-тахиятуль-масджид» (приветствие мечети). Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас вошел в мечеть, то пусть он, прежде чем сесть, совершит два ракаата намаза». («Сахих Аль-Бухари», 444) Поэтому каждый верующий, войдя в мечеть должен совершить два ракаата намаза, что будет выражением уважения к мечети. Но при этом эти два ракаата следует совершать так, чтобы не доставлять неудобства другим. К примеру, встав за одним из опорных столбов мечети или же где-нибудь в углу. Тем самым он не будет перекрывать дорогу другим.

Во время совершения намаза джамаатом молящиеся должны составлять плотную шеренгу. Ведь Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Выравнивайте ваши ряды в намазе!» («Сунанут-Тирмизи», 227)

«Выравнивайте за рядами, стойте плечом к плечу, заполняйте пустоты, уступайте рукам ваших братьев и не оставляйте промежутков для шайтана. Того, кто соединит ряд, Аллах наградит». («Сунану Аби Дауд», 666)

И можно с уверенностью утверждать, что следование этим требованиям Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) является одним из причин удостаивания лика Всевышнего.

К этике посещения мечети относится воздержание в нем от всего мирского, в том числе и от пустословия. Но к сожалению бывают такие личности, которые мало того, что ведут пустые разговоры, но при этом громко разговаривают между собой и тем самым отвлекают внимание джамаата от поклонения. А между Абу Са`ид (да будет доволен им Аллах) передает: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), будучи в и`тикафе, услышав, как люди громко читали Коран, отодвинув занавеску сказал: «Каждый из вас стремится к лику Всевышнего. Поэтому не доставляйте неудобства друг другу. И не повышайте голоса во время чтения Корана (или же совершения намаза)».(«`Аунуль-Ма`буд» шарху «Сунани Аби Дауд», 1331)

Если таково предупреждение относительно громкого чтения Корана в мечети, то что говорить о мирском разговоре?! И наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), предупреждая от подобного, сказал: «Наступит такое время, когда в мечетях люди будут вести мирские разговоры. Всевышний Аллах не будет нуждаться в них. Поэтому не садитесь с ними». («Кашфуль-Хафа», 3247)

Стоит наверное упомянуть об одной чуме, постигшей в наши дни умму. Это сотовые телефоны. Сами по себе сотовый телефон, если его испольовать правильно, не является харамом. Но возмущает безалаберность тех мусульман, которые не выключают свои дорогие для нафса сотовые даже в мечети. Вспомните, сколько раз вас, во время намаза, беспокоил «приятный» рингтон сотового вашего соседа. Уж точно не столько раз, сколько пальцев на руке. Интересно, к кому тогда относятся аяты: «Горе же тем молящимся,которые небрежны к своим намазам»? («Аль-Магун», 4-5 аят) Разве «постоянная связь», даже тогда, когда вы находитесь в мечети, не является небрежным отношением к намазу? А ведь в этих аятах сказано не о воздаянии, а о несчастье тех, кто небрежен в намазе!

И да наставит нас Всевышний на путь истины, дарует нам истинное понимание вещей, и сделает нас из числа тех, кто оживляет мечети не обычным присутствием, а уважительным отношением к ним! Аминь!

Абдуссамад Махат

 

наиб имам центральной мечети «Нур Астана» 

Поделиться: