01
Жұма,
Қараша

һижри

Черты Пророка и о приятном запахе, исходившем от него

История пророка (с.а.с)

Черты благословенного лица Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) оказывали сильное воздействие на людей. От него исходила та совершенная красота духа, которая отражалась на его благословенном лице. Он был самым светлым и красивым из людей.

Те, кто его видел, отмечали, что он был прекраснее луны в четырнадцатый лунный день, когда луна полна, светла, завершена, ясна. Джабир (р.а.) говорил, что однажды он посмотрел сначала на луну на ясном, глубоком, безоблачном ночном небе, затем посмотрел на светлое, чистое лицо Пророка, и лицо Пророка показалось ему прекраснее этой луны (Дарими, Мукаддима,1, 30). С лица Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), сиявшего божественным светом, не сходила улыбка. У всех, кто его видел, он вызывал чувство благоговения и трепета. Однажды подошел к нему бедуин (житель пустыни) и, испугавшись его величия, пришел в сильное волнение. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поспешил успокоить его и проговорил: «Не волнуйся, я не властитель… я сын простой женщины из племени Курайш, которая питалась сушеным мясом» (Ибн, Маджа, Ат’има, 30).

Айша (р.а.) говорила о красоте Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Женщины, приглашенные Зулейхой на обед, увидев Пророка Йусуфа (а.с.) не смогли оторвать от него глаз и вместо фруктов порезали себе пальцы, однако если бы они увидели Пророка Мухаммада, они бы изрезали свою печень и не заметили бы этого». Айша (р.а.) говорила о том, что его прекрасное сердце придавало его лицу необыкновенный свет и что его лицо отливало лунным светом. Из далека он казался самым красивым из людей, а те, кто приближались к нему, понимали, что он в то же время наилучший из них…

Незадолго до перехода Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в мир иной его дочь Фатыма (р.а.), обратившись к отцу, произнесла:

– О! Пророк Аллаха! В скором времени я более не увижу Вашего лица. Из глаз ее потекли невольные слезы. После этого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подозвал Али (р.а.) и сказал ему:

– О, Али, опиши мое лицо. Читать написанное обо мне – то же, что видеть меня. Благочестивый Али (р.а.) так описал лицо Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

«Пророк был среднего роста. Волосы его были и не вьющиеся, и не прямые, а волнистые, средней длины. Он был круглолицым, светлокожим, с крупными черными глазами и длинными ресницами. У него были крупные кости и широкие плечи. Ладони и ступни ног были мягкими. Ходил он легко, словно спускался с холма. Когда он смотрел направо или налево, то поворачивался всем телом. Меж лопаток он был отмечен печатью Пророчества.

Это свидетельствовало о том, что Он – последний Пророк».
«Он был самым щедрым, правдивым, милосердным, дружелюбным и надежным из людей. При неожиданной встрече люди бывали потрясены до испуга его величием. Однако те, кто знали его и слушали его проповеди, любили его всем сердцем. Те, кто рассказывал о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), говорили: “Мы пытаемся выразить словами неповторимые достоинства Пророка. Да помилует его Аллах и приветствует!». 
С тех времен сохранились словесные описания очевидцами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Наиболее полные описания его личности и внешности (да благословит его Аллах и приветствует) были собраны в книгах Имама Тирмизи «Аш – шамаилин Набауийе…» и Каады Абуль — Ийаз в произведении «Китабу — ш — Шифа фи тарифи хукукуль Мустафа». Его лицо было самым прекрасным и чистым среди всех лиц. Однажды ученый-иудей Абдуллах бин Салам с нетерпением расспрашивал о Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует) и, увидев его, воскликнул:

– Человек с такими чертами лица не может лгать!

– И в скором времени принял Ислам. Сын Абу Рамса рассказывал:

– Мне показали Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). В миг нашей встречи, увидев его лицо, я не смог удержатся и произнес: «Эта почтенная личность – Посланник Аллаха и истинный Пророк!»

Он обладал такой красотой, такой внушительностью и лучезарным обликом, что особого обоснования, более ясного знамения или дополнительного подтверждения его высокой миссии и не требовалось.

Для полной передачи образа Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и тем более его прекрасного облика («нурун ала нур» — «наложение света на свет») недостаточно слов. Не стоит забывать, что человеческое сознание не способно в полной мере познать духовную сущность Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В истории известен случай, который подчеркивает, что внешние черты духовно богатых людей неуловимы и изменчивы.

Интересно, в какой мере описания внешности отразили духовную сущность Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)? Несомненно одно – каждый может представить себе облик Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в зависимости от степени и глубины чувств, питаемых к нему, в зависимости от богатства словарного запаса и поэтического воображения. И мы, несмотря на свои недостатки, решили передать описания облика Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в той степени, насколько полна наша душа отражениями его духовной красоты. После того, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) перешел в другой мир, его тело, наполненное светом, земля сохраняет в первозданной чистоте…

Абу Бакр (р.а.) в состоянии глубокой печали и грусти, глядя на бренное тело Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), воскликнул:
– Твоя смерть прекрасна, как была прекрасной твоя жизнь, о, Расулуллах! –
и дотронулся губами до благословенного тела.

 

О ПРИЯТНОМ ЗАПАХЕ, ИСХОДИВШЕМ ОТ ПРОРОКА (да благословит его Аллах и приветствует)

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) с рождения был высоконравственным, духовно и физически чистым. И все, что исходило из его тела, не имело какого-либо неприятного запаха. Напротив, из его тела исходил особый аромат, который был приятнее запаха любых благовоний. Анас (р.а.) говорил: «Ни запах амбры, ни благоухание мускуса не могли сравниться с запахом, исходившим от тела посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)». В этом же хадисе Анас (р.а.) говорил, что не было парчи и атласа мягче и нежнее ладоней Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал «кайлула» – полезный для духовного и физического здоровья кратковременный (15 минут) дневной сон, когда солнце находилось в зените. В это время мать Анаса (р.а.), Умм Суляйм (Румайса), близкая родственница Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), начала собирать в сосуд капельки пота с прекрасного лица спящего. Проснувшись, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «О, Умм Суляйм, что ты делаешь?». Она ответила, что не могла позволить, чтобы этот прекрасный аромат роз растворился в воздухе, поэтому собрала эти капельки пота и добавила в сосуд с благовониями, ибо их аромат лучший из всех благовоний (Сахих Муслим).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) любил приятные запахи. Запахи были одной из трех вещей (среди которых намаз и женщины (как слабые, беззащитные создания Аллаhа)), по отношению к которым Всевышний Аллах вселил в сердце Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) любовь (Насаи, Ишратун – ниса, 1, (7, 61)).

Дома и в дороге он всегда имел при себе сосуд с благовониями (Абу Давуд, 4, 107 (4162)). Он своим примером учил людей пользоваться благовониями и жить в чистоте. О том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выходил на улицу, люди узнавали по аромату, который распространялся перед его приближением. Анас бин Малик (р.а.) так рассказывал: «Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проходил по одной из улиц Медины, люди, внимая приятный запах, говорили, что здесь проходил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Мы узнавали о приходе Пророка по приятному запаху, которым наполнялось пространство» (Ибн Саад, Табакат, 1, стр. 398 – 399).

Джабир (р.а.) говорил, что если Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пожимал кому-нибудь руку, то после этого рука человека благоухала целый день, а если Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) возлагал свою руку на голову кого-либо из детей, то этого ребенка всегда можно было отличить по запаху от всех остальных

(Табарани, аль – Муджамус-сагыр, 1, стр. 38-39).

 

Духовно – просветительский портал «ummet.kz»

Бөлісу: