27
Сәрсенбі,
Қараша

һижри

Жусупбек Аймаутов – первый создатель казахской психологической терминологии

Выдающиеся деятели

Жусупбек Аймаутов — человек щедрого таланта, эстетические и художественные взгляды которого формировались в сложнейшие годы «бури и натиска».

Отражение бурных перемен, происходящих в обществе, слом старого мира и возрождение нового, не могли не сказаться на тематике, жанровом своеобразии и языке талантливого писателя. Писатель, поэт, переводчик, ученый-педагог Жусупбек Аймаутов внес большой вклад в духовный потенциал нации. Он покорял окружающих безграничным талантом, владел не только словом, был замечательным актером, режиссером, композитором. 

Родился Жусупбек Аймаутов в 1889 году в ауле Кызылтау Павлодарского уезда Семипалатинской губернии (ныне аул Жусупбека Аймаутова). «Родился в ауле Дандибая в местности «Қараның адыры» у подножия Кызылтау. Из рода суйндик, далее кулик, с Султанмахмутом родня в восьмом поколении», — так писал сам писатель. Будущий писатель в детстве освоил арабскую грамоту. Вопреки воле родителей, не желавшим далеко отпускать своего сына, уезжает в Павлодар, где поступает в русско-казахскую школу. Затем в 1918 году успешно окончил Семипалатинскую учительскую семинарию. Будучи семинаристом, он вместе с А. Байтурсыновым и М. Дулатовым и другими деятелями национальной интеллигенции принимает деятельное участие в работе партии «Алаш Орда». Аймаутов восторженно встретил Февральскую революцию 1917 года, надеясь, что она принесет свободу, равенство, счастье народу. Главными сюжетными линиями в произведениях Аймаутова стали проблемы равноправия женщин, нравственности, борьбы с пережитками прошлого, воспитания подрастающего поколения на идеалах добра и человечности.

Характерной особенностью Ж. Аймаутова было присущее интеллигенции того периода чувство сострадания. Именно оно заставило его в годы великого голода принять участие в создании семипалатинского фонда «Жанар», целью котрого было оказание помощи умирающему от голода населению. В состав комиссии вошли Алихан Букейханов, Миржакып Дулатов, Мухтар Ауэзов. Сбор помощи производился чаще всего скотом. Позже, его обвинят в присвоении пожертвований. Будучи блестящим оратором и кристально честным человеком, он сумел отстоять свою правоту. Примечательны его доводы об историческом праве казахов, построенном на доверии и устоях. «Я придерживался этих отцовских обычаев. Совестно и неудобно брать расписки от голодающих», — сказал Жусупбек Аймаутов в свое оправдание.

Ж. Аймаутов плодотворно работал в «малом жанре» прозы. Помимо общеизвестной повести «Вина Кунекей», широкому кругу читателей того времени были представлены «Разве это жизнь», «Пастух Тастамак», «Доклад Жидебая» и др. Еще одна грань таланта писателя — переводы. Блестящие переводы на казахский язык произведений А. Пушкина, Л. Толстого, М. Горького, Мопассана, Шекспира, Гюго, Р. Тагора и др. авторов являются ярким доказательством языкового билингвизма Ж. Аймаутова, прекрасно владевшего русским языком. Именно Аймаутов заложил научную основу художественного перевода в казахской литературе — статья «О переводе» («Аударма туралы») была написана еще в 1925 году. Жусупбек Аймаутов был редактором журнала «Абай», который с 1918 года стал издаваться в г. Семей. Вместе с Мухтаром Ауэзовым они издают этот журнал, печатают в нем свои статьи, рассказы. Не случайно позже классик казахской литературы Мухтар Ауэзов называл Аймаутова своим учителем. Наряду с литературной деятельностью, он занимается педагогикой, психологией. В 1919-1920 гг. он преподает на педагогических курсах г. Семея. Он избирался делегатом учредительного съезда Советов Казахстана, членом Президиума ЦИКа и коллегии Наркомпроса республики, членом редакционной коллегии при Госиздате, работал редактором газеты «Қазақ тілі». В последующем он работает заведующим начальной школы в Каркаралинске, затем в Оренбурге, Ташкенте. С 1926 года работает директором педтехникума г. Чимкента. На педагогическом поприще он достиг больших высот. Он автор ряда учебников и методических пособий для преподавателей школ и педагогических учебных заведений — «Дидактика», «Руководство по воспитанию», «Комплексная система ведения уроков», научных трудов: «Психология», «Психология и выбор профессии». Аймаутов автор стихов «Гимн», «Солдатская марсельеза», поэмы «Песня свету», перевел на казахский «Интернационал» и «Молодую гвардию». Он внес в поэзию много нового: использование нетрадиционного для казахской поэзии верлибра, несоблюдение внешней рифмы при сохранении внутренней ритмики и т.д. Жусупбек Аймаутов — один из основоположников казахской педагогики и психологии. Он автор более десяти книг, сотни научных публикаций, учебников и учебных пособий по педагогике, психологии, этике.

Прототипом главного героя романа является один из выдающихся деятелей своего времени и народа, товарищ и коллега Аймаутова — Карткожа Тоганбаев. Тоганбаев родился в 1896 г. на территории Баянаульского района. Первоначальное образование получил у аульного муллы, выделяясь среди учеников острым живым умом. После мобилизации на тыловые работы, Тоганбаев возвращается другим человеком — полным планов и желаний учиться. В 1927 г. заканчивает рабфак в г. Омске, затем в 1931 г. — Томский технологический институт. Карткожа Тоганбаев — высокообразованный человек, знал русский, латинский, арабский, татарский языки, прекрасно рисовал. Работает журналистом, педагогом, был блестящим переводчиком. Герой романа «Карткожа» — собирательный образ интеллигента, который сделал себя сам: выходец из бедняков, этот человек постепенно прозревает, устремляется к знаниям и благодаря просвещению становится в ряды героев новой эпохи. Вместе с тем, трагическое время, в котором жил и с устоями которого боролся Карткожа, описано Аймаутовым со всей достоверностью: это и классовый антогонизм, и тяжелая жизнь бедноты в казахских аулах, и жестокий указ царского правительства о мобилизации. Аймаутов стоит у истоков казахской драматургии, он — организатор первых театральных групп, режиссер-постановщик своих пьес на казахской сцене. О его незаурядном драматургическом даре свидетельствуют его пьесы «Защитник народа», «Карьеристы», «Шернияз», «Рабига». Одно из выдающихся его драматических произведений «Шернияз» (1925-1926 гг.), посвященное памяти Султанмахмута Торайгырова, затрагивает проблему взаимоотношения города и села. Пьеса была опубликована в Семее и ставилась на сценах театров. Главная ее особенность в том,что она написана стихами вперемежку с белыми стихами. В отделе редких рукописей Центральной научной библиотеки АН РК оказались письма Аймаутова, написанные им в 1927-1927 гг. В одном из них он пишет: «В прошлом году, когда был объявлен конкурс на лучшую пьесу, я написал пьесу „Шернияз“ и участвовал в конкурсе. Пьесе было присуждено первое место. Но я отказался от приза в пользу пьесы „Каракоз“ Мухтара Ауэзова, занявшей второе место, потому что он учится вдалеке и деньги ему нужнее, чем мне».  Жусупбек Аймаутов  был репрессирован едва ли не первым из числа представителей передовой казахской интеллигенции. 

Расследование длилось целый год, и при этом не было ни одного доказательства в предъявленных обвинениях. Несмотря на это, без суда и следствия, заочно было принято решение о расстреле писателя. Его жизнь оборвалась в тот момент, когда настоящий талант художника, казалось бы, только раскрывался, находя устойчивую опору в богатом жизненном опыте — ему был всего лишь 41 год. Но даже такая ранняя смерть в расцвете творческих сил, суровая эпоха, в которую жил и творил Аймаутов, не  помешали ему проявить свою многогранную личность и стать первопроходцем во многих аспектах культурной и научной жизни казахского общества.

 

 

 

Материал подготовлен совместно с музеем им. Бухар Жырау

По материалам «История Казахстана»

Бөлісу: