27
Сәрсенбі,
Қараша

һижри

Долг в исламе и как от него избавится

Статьи

На протяжении многих веков наличие финансовой зависимости приводило к тому, что человек терял свою свободу.

В настоящее время рабство официально отменено практически во всех странах мира, но долговое бремя остаётся существенным ограничением человеческой свободы – пусть и не физической, но духовной.

Банки и разнообразные микрофинансовые организации активно призывают людей на невыгодных для них условиях вступать в долговые отношения, загоняя в процентную кабалу. Но современным мусульманам стоит понимать, что поддаваться на такие призывы ни в коем случае нельзя, так как под удар ставится не только преуспевание в этом мире, но и мире вечном. И не важно, кто выступает в качестве кредитора – какая-то организация или же обычный человек (т.е. физическое лицо в современной правовой терминологии).

 

Долг Шариатом разрешён…

В арабском языке употребляется слово «дайн», которое и переводится как «долг». Шариатское значение «дайн» можно интерпретировать как «обязанность, которая непременно должна быть выполнена». Богословы ссылаются на известный хадис Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), согласно которому должник фактически оказывается на положении заключённого. «Ваш сотоварищ оказался в заключении собственного долга» (Абу Дауд).

Вместе с тем долговые отношения между людьми рассматриваются в исламском праве в качестве нормальной ситуации. Так, в Священном Коране о долге подробно говорится в суре «Аль-Бакара»:

«О вы, которые уверовали! Когда берете в долг друг у друга на назначенный срок, то записывайте его…» (2:282)

 

… но есть одно "но"

Тем не менее, ислам в целом рассматривает долг как явление, которого мусульмане должны избегать. Заключительный посланник Всевышнего Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) многократно произносил дуа (молитву) с просьбой избавить его от долга и тяжелого греха. Хадис с таким содержанием, переданный через Аишу (р.а.), можно найти в сборниках Аль-Бухари и Муслима.

Также в книге имама Ахмада приводится история о том, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отказался выполнять погребальную молитву тому, у кого остался долг в размере двух динаров. Пришедший проститься с усопшим Абу Катада (р.а.) пообещал закрыть его долг и выплатить необходимую сумму. Когда это произошло, Милость миров Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наконец, кожа мертвеца стала холодной».

Саубан (р.а.) передаёт слова Посланника Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует): «Тот, кто умрёт свободным от трёх вещей – высокомерия, обмана (мошенничества) и долга, – попадёт в Райскую обитель» (Ат-Тирмизи).

Из этих хадисов видно, насколько серьезна ответственность, которая возникает при долговых отношениях. Фактически финансовое бремя становится серьёзным раздражителем для берущего взаймы, мысли о выплате занимают его мысли. Подобная ситуация воспринимается как унижение, вследствие чего человек теряет веру в собственные силы, склонен заниматься самобичеванием. А сторона, выступающая в качестве займодавца, в свою очередь, вынуждена переживать о том, будет ли соблюдаться соглашение. То есть долговые отношения способствуют накалу межличностных отношений и может привести к ссоре между мусульманами.

 

Когда мусульманам разрешено брать в долг?

Исламские учёные выделяют три случая, когда взятие займа признаётся дозволенным:

1) берущий взаймы должен иметь намерение выплатить долг, то есть он не должен рассчитывать на то, что это финансовое обязательство ему могут простить или забудут;

2) должник обладает возможностью выплатить долг, то есть сумма для него должна быть подъёмной;

3) долг можно брать только на то, что не запрещено Шариатом. Исходя из этого, нельзя давать или брать в долг под проценты.

 

Перевод долга на другого человека

Отдельного внимания заслуживает ситуация переуступки долгового бремени или его части на другого человека. Исламское право предусматривает такую возможность. В арабском языке используется даже специальный термин «аль-хаваля». В этом случае подписывается договор между человеком, на котором висит долг, и тем, кто готов отвечать по этим обязательствам. Неотъемлемыми основами такой сделки являются предложение от должника и согласия как от кредитора, так и от того человека, который принимает перевод долга.

Есть две ситуации, когда такая финансовая схема аннулируется:

если принявший перевод долга человек отрицает этот факт, принося клятву, а передающее лицо не может предъявить доказательств;

если принявший долг человек умирает в состоянии банкротства.

 

Предопределение удела

«Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же – в виде кусочка плоти. А затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух, и получает веление записать четыре вещи: удел человека, срок его жизни, его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным». (Аль-Бухари, Муслим)

«Аллах завершил четыре вещи для сына Адама: его облик, нрав, удел и срок».

«Джабариль внушил мне, что человек не умрет, пока не придет его срок и пока он не исчерпает своего удела».

«О люди! Бойтесь Аллаха и стремитесь к вашему уделу наилучшим образом, ведь поистине, ни одна душа не умрет, пока сполна не получит своего удела, даже если и будет задержка».

 

Источники увеличения пропитания

«Если вы хотите большой удел, жить долго, хорошо относитесь к своим родственникам».

«Если бы вы полностью уповали и надеялись на Аллаха, то Он пропитал бы вас также, как пропитает птиц». «Каждый день к человеку спускаются два ангела.

Один из них говорит: «О Аллах! Умножь пропитание тому, кто дает», а второй говорит: «О Аллах! Уничтожь имущество того, кто жадничает».

«О сын Адама, посвяти себя Мне для поклонения, и Я наполню твое сердце богатством, покрою твою бедность, но если ты не посвятишь себя Мне, то наполню твои руки делом и я не покрою твою бедность».

 

Обещание Аллаха

«Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (Сура Ибрахим, 14:7).

«Я говорил: «Просите у вашего Господа прощения, ведь Он – Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки» (Сура Нух, 71:10-12).

«Скажи: «Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он – Наилучший из дарующих удел» (Сура Саба, 34:39).

«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (Сура Ат-Талак, 65: 2-3).

В хадисе-кудси сказано: «О сын Адама! Посвяти себя поклонению Мне, Я наполню твое сердце богатством, благословлю твой удел и вселю в твое тело покой. Не будь беспечным в поминании Меня. Если станешь забывать Меня, Я наполню твое сердце нуждой, тело – усталостью и страданием, а душу – заботой и тревогой. Если бы ты знал, сколько осталось тебе прожить, то отрекся бы от оставшихся твоих надежд». «О сын Адама, расходуй, и Я буду расходовать на тебя»

 

Лишение пропитания

Всевышний Аллах каждому рабу предписал определенный удел. И то, что может уменьшить его, - это совершение грехов. Расплата за грехи идет «за счет» предписанного пропитания. Об этом передано от Ан-Насаи, Ибн Маджа, Ахмада и Абу Яъля, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине человек бывает лишен своего удела из-за греха, который он совершает».

 «Тот, кого постигла нужда, а он обратился к людям для избавления от нее, они не помогут избавиться от нее. А тот, кого постигла нужда, и он обратился с ней к Аллаху, то Он обязательно пошлет ему его удел рано или поздно».

 

Дуа для избавления от долгов

В заключение представим упомянутую выше дуа (молитву), которую читал Заключительный посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) чтобы избавиться от испытания долгом.

Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)  вошел в свою мечеть и увидел опечаленного своего сподвижника, который сказал:

«Я в горести и печали, меня одолели долги, и нет денег, чтобы выплатить их».

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Не научить ли тебя мольбе, прочитаешь ее и исчезнет все, что тебя тяготит?».

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах приветствует) наставил ему прочитать следующее дуа по утрам и по вечерам:

Аллахумма, инни а’узу би-кя мин аль-хамми уа-ль-хазани, уа-ль-‘аджзи уа-ль-кясали, уа-ль-бухли уа-ль-джубни уа даля’и-д-дайни уа галябати-р-риджаль.

Перевод: «О Аллах, поистине я прибегаю к Твоей помощи от беспокойства и грусти, слабости и нерадения, скупости и малодушии, бремени долга и притеснения людей».

Кроме того, существует риваят, гласящий, что Печать всех пророков (да благословит его Аллах и приветствует) посоветовал одному из сахабов читать в такой ситуации 26 и 27 аяты суры «Семейство Имрана».

 

 

Ummet.kz

Бөлісу: