11
Сенбі,
Мамыр

һижри

Любезнейший из вас к своей семье…

Семья

(Мудрости от имама Бутий)

Вечером, когда муж вернулся домой, дверь ему открыла жена. Войдя в дом, муж сказал: 
— Хочу побыть наедине, — и, оставив детей и жену, он прошел в свою комнату и запер за собой дверь на ключ.

В уединении он читал Куръан, поминая Аллаха. Жена же сидит одна, лишившись того обязательства, которым Всевышний Аллах как ваджиб деяние обязал мужа проводить время со своей женой и детьми.

Муж был обязан быть вместе с женой и проявлять к ней любезность. Это должно было проявляться и в отношении его детей.

Так что же лучше? Находиться в уединении, или пребывать в кругу семьи и проявлять любезность к своим домочадцам, радуя их? 

Несомненно, для мужчины является важибом быть в кругу семьи и проявлять внимание ее членам, слушать их и удовлетворять их потребности. Уединение же является лишь сунной.
Если сунна становится причиной оставления важиба, в таком случае сунна становится запретным. Это похоже на положение некоего человека: он пожелал совершить намаз зухр и совершал дополнительные намазы до тех пор, пока отведенное для зухра время не завершилось. Так, по причине совершения дополнительных намазов и не совершив обязательный, он стал ослушался повеления Аллаха, Пречист Он и Всевышен. Если бы жена пришла к нему чтобы попросить о чем-то, а он в ответ сказал бы: «Я читаю Куръан, не мешай моему зикру в уединении!», то на первый взгляд покажется, что, читая Куръан, он приближается к Аллаху. На самом же деле шайтан приукрашивает ему это действие. Согласно достоверным хадисам Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Наиболее совершенная вера у того из верующих, кто обладает наиболее красивым нравом и кто наиболее любезен к своей семье».

Проявление любезности не должно ограничиваться только в отношении семьи, а должно быть в отношении всех людей.

Человек должен быть милостивым, благосклонным к своим партнерам, своим клиентам. Если он преподаватель, то должен быть милостив в обращении со своими учениками. Однако в чем же состоит суть той привилегии обособления «семьи», о котором Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал по поводу благоволения к членам своей семьи? (т.е. почему в хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам обособил семью, сказав: «Наиболее совершенная вера у того, кто наиболее любезен к своей семье»). Дело в том, что если человек любезен на рынке, значит, у него есть несколько мирских причин, делающих его любезным.

Когда человек любезен на своей работе, то этой своей мирской любезностью он может привлечь множество новых клиентов и знаков отличия. Тоже самое происходит, когда человек любезно обходится со своими партнерами и учениками. Это происходит по причине обретения статуса славы и доброго имени среди коллег и учеников. Но когда человек возвращается домой и закрыл за собой дверь, в доме у него остается единственная причина быть любезным и это — стремление достичь довольства Аллаха.

 

 

Перев. Улугбек

Из передачи серии бесед «На пути очищения»  имама Бутий

Бөлісу: