Вопрос: Что делать, если путник возвратился до места своего жительства, к примеру, в середине дня?
Ответ: В этом случае он, до заката, воздерживается от приема пищи.
Вопрос: Что делать, если путник возвратился до места своего жительства, к примеру, в середине дня?
Ответ: В этом случае он, до заката, воздерживается от приема пищи.
Вопрос: Что делать, если надо выехать в путь после начала Рамазана?
Ответ: Если человек выезжает куда-либо после начала Рамазана, то он может прервать свой пост. Так как путнику пост не вменяется.
Вопрос: Должен ли путник, по достижению места назначения, соблюдать пост?
Ответ: Согласно мазхабу имама Абу Ханифы, если путник, после достижения пункта назначения, делает намерение остаться там на 15 суток или более того, то начиная с этого момента, то есть с момента намерения, он переходит в разряд мукима.
Вопрос: Каким должно быть намерение путника, который соблюдает пост в пути?
Ответ: Также, как и человек, который не находится в пути, путник, который желает поститься в пути, должен сделать намерение соблюдать пост Рамазана.
Вопрос: Шариат разрешает мусафиру не соблюдать пост. Но при желании он может и соблюдать пост. Что предпочтительнее в таком случае, чтобы мусафир соблюдал пост или же чтобы не соблюдал его?
Ответ: Если в пути есть определенные трудности, то желательно, чтобы путник не соблюдал пост. В этом вопросе среди ученых нет разногласий.
Вопрос: Касаются ли путника, который вышел в путь с плохим намерением, к примеру, с намерением воровства, требования шариата?
Ответ: Первым делом, такого человека касается требование шариата о запрете на воровство.
Вопрос: В каких случаях дача фитр-садака, в том числе и других видов подаяния, в том числе и закята, является макрухом (нежелательным)?
Ответ: Макрухом (нежелательным) является дача фитр-садака жителям других селений, притом, что среди жителей своего селения есть нуждающиеся. Фитр-садака можно дать нуждающимся других селений, при наличии их в своем селении, при условии, что те являются родственниками.
Также не желательно давать фитр-садака развратным людям, которые грешат не задумываясь.
Вопрос: Можно ли давать фитр-садаку Ахлюл-байт?
Ответ: Первым делом следует уточнить, что в шариате под «Ахлюл-байт» подразумеваются родственники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Ими являются прямые родственники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) – потомки Бану Хашима, то есть потомки Адулмутталиба от его сыновей Хариса и Аббаса, потомки Абу Толиба от Али, Джагфара и `Акила. Для перечисленной категории людей брать обязательное подаяние, к примеру, фитр-садака, запрещено.
Вопрос: Можно ли давать фитр-садаку родителям, родным детям, а также родным братьям и сестрам?
Ответ: На самом деле фитр-садаку предпочтительнее давать самым близким людям. Так, Расулуллах (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
الْيَدُ الْعُلْيَا خَيْرٌ مِنَ الْيَدِ السُّفْلَى، وَابْدَأْ بِمَنْ تَعُولُ، وَخَيْرُ الصَّدَقَةِ عَنْ ظَهْرِ غِنًى
«Дающая рука лучше, чем рука просящая. Начинай с тех, кого ты обязан содержать, а лучшей милостыней является та, что подается от достатка». (Бухари, Муслим)
Вопрос: Можно ли давать фитр-садаку состоятельным учащимся, студентам, изучающим исламские науки?
Ответ: Согласно шариату учащиеся и студенты религиозных заведений относятся к категории тех, кто находится на пути Аллаха. («Бадаигус-санаиг»)
Всевышний Аллах сказал:
إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاء وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللّهِ وَابْنِ السَّبِيلِ فَرِيضَةً مِّنَ اللّهِ وَاللّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ
Вопрос: Кому следует давать фитр-садака?
Ответ: Фитр-садака выдается тем категориям, которым положено получить закят. Это:
1. Факир – не имеющий имущества, с которого выдается закят. Но можно выдавать закят тем, кто не имеет имущества, с которого выдается закят, даже если этот человек здоровый и имеет работу.