15
Сәрсенбі,
Мамыр

һижри

Что предпочтительнее?

Ураза

Вопрос: Шариат разрешает мусафиру не соблюдать пост. Но при желании он может и соблюдать пост. Что предпочтительнее в таком случае, чтобы мусафир соблюдал пост или же чтобы не соблюдал его?

Ответ: Если в пути есть определенные трудности, то желательно, чтобы путник не соблюдал пост. В этом вопросе среди ученых нет разногласий.

Наряду с этим, по мнению ученых, если у мусафира есть спутник или же спутники, желательно, чтобы он не выделялся. То есть, если его спутник соблюдает пост, то будет предпочтительным, чтобы и он постился. Если нет, то нет.

Но если все же кто-либо из числа путников пожелает соблюдать пост, то в этом случае следует поступать следующим образом.

Абу Сагид Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передает:

كُنّا نُسَافِرُ مع رسولِ الله صلى الله عليه وسلم فَمِنّا الصّائِمُ ومنّا المُفْطِرُ فلا يَجِدُ المُفْطِرُ على الصّائِمِ ولا الصّائِمُ على المُفْطِرِ، فكانوا يَرَوْنَ أنّهُ مَنْ وَجَدَ قُوّةَ فصَامَ فَحَسَنٌ، ومَنْ وَجَدَ ضَعفاً فأَفْطَر فَحَسَنٌ

«Когда мы были в пути вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), среди нас были те, кто постился и те, кто не соблюдал пост. И те, кто не постился не осуждали тех, кто постился, а те не осуждали тех, кто не соблюдал пост. Кто был в состоянии поститься, тот соблюдал пост. И это было благом для него. Кто чувствовал слабость, тот прекращал пост. И это было благом для него». (Тирмизи, Насаи)

В хадисе, переданном имамом Муслимом и имамом Насаи, Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передал, что когда Расулуллах (да благословит его Аллах и приветствует) был в пути, часть сахабов соблюдали пост, другая же часть не соблюдала. Так получилось, что те, кто соблюдал пост, были менее активны. И тогда Расулуллах (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сегодня те, кто не постился, удостоились больших воздаяний».

Следует отметить, что на самом деле мнение ученых относительно данного вопроса неоднозначно. Так, Имам Ахмад считал, что для мусафира предпочтительнее не соблюдать пост, даже притом, что в пути нет определенных трудностей.

Ученые других мазхабов, в том числе и ученые мазхаба имама Абу Ханифы, считают, что если путь не связан с определенными трудностями, то предпочтительно, чтобы мусафир постился. При этом, в качестве доказательства, они приводят следующий аят:

وَأَن تَصُومُواْ خَيْرٌ لَّكُمْ

«Но вам лучше поститься». («Аль-Бакара», 184 аят)

 

Абдуссамад Махат, «Рамазан – вопросы и ответы»

Бөлісу: