19
Жұма,
Сәуір

һижри

История похищения черного камня (Хаджар аль-Асуад)

Статьи
Жарнама

Чёрный камень Каабы высокопочитаем мусульманами. Согласно достоверным хадисам, Чёрный камень прибыл из Рая вместе с пророком Адамом (мир ему).

Прародитель забрал с собой окаменевшего ангела, который поначалу был ослепительной белизны, и его сияния хватило бы для освещения всей земли, но потом он почернел от прикосновения грешных людских рук, и свет в нём погас.

Обход Каабы (таваф) начинается именно с того угла, в который вставлен Чёрный камень, и паломники стараются, по возможности, прикоснуться к нему, как это делал и Пророк Мухаммад ﷺ. В День воскрешения драгоценный Чёрный камень снова превратится в ангела и будет свидетельствовать за всех, кто прикасался к нему с почтением и чистой душой ради Всевышнего.

Сегодня Чёрный камень имеет серебряную оправу. Однако ранее её не было, ибо камень был цельным, и в наличии удерживающей его оправы не нуждался. Раскололи Чёрный камень в средние века представители секты курмутидов (карматов). Расскажем о том, как это случилось.

Кто похитил черный камень

Мало кто знает, что однажды Черный камень был украден и отсутствовал в Мекке на протяжении целых 23 лет! Исмаилитская секта карматов похитила его в 930 г.н.э. Предводитель секты карматов Абу Тахир аль-Джаннаби украл черный камень и доставил его в свою резиденцию в Бахрейне. Причиной этому послужило желание Абу Тахира уничтожить традицию хаджа.

Абу Тахир аль-Джаннаби был правителем государства карматов, которое располагалось на территории современного Бахрейна. Его брат Абу Саид Хасан бин Абхрам аль-Джаннаби был основателем секты карматов, а Абу Тахир стал после него главой секты в 923 г.н.э. Государство карматов в его правление заметно расширилось. Он совершал набег на Басру в 923 году и Куфу в 927 году. Он также грозился захватить Багдад и опустошить большую часть Ирака. Его войска безжалостно терроризировали все близлежащие регионы.

Как карматы похитили «Черный камень» (Хаджар аль-Асуад)

Дело дошло до того, что карматы напали и на саму Мекку, и в 317 году вырвали из Каабы Хаджар Аль-Асвад (Чёрный Камень, камень счастья, как любят говорить мекканцы, самый ценный камень в мире. А та сторона Каабы, в которой заключён этот камень, самый лучший и достойный угол – «рукн аль-Хаджар аль-Асвад». Поэтому его целуют, прикладываются к нему лбом, касаются его руками, дабы получить благодать. Он расположен примерно на высоте полутора метров в углу Каабы).

Лучше всех об этом рассказал и подробно описал эти события Кадий Абдульджаббар Аль-Хамдани, который умер в 415 году по хиджре и был современником некоторых очевидцев нападения карматов на Священную Мекку и похищения Хаджар Аль-Асвада. Об этом Кадий Абдульджаббар написал в своей книге «Тасбит далаиль ан-нубувва».

Также кратко рассказал об этом в своей книге «Ат-Танбих ва аль-ашраф» очевидец тех событий Абульхасан Аль-Мас’уди, который умер в 345 году по хиджре, и Сабит ибн Сунан (ум. в 365 г. х.) в своей книге «Тарих ахбар аль-карамита».

Далее приведем краткое описание этих событий, опираясь на вышеназванные источники.

Предводитель карматов Абу Тахир Аль-Джунани покинул Бахрейн и направился в сторону Мекки. Он прибыл на место в начале месяца Зуль-хиджа. В это время в Мекке собрались паломники со всех концов исламского мира, чтобы совершить обряды хаджа.

Несколько дней жители Мекки и паломники оказывали карматам сопротивление и не позволяли им войти в священный город. Когда Абу Тахир убедился в том, что он не сможет боем войти в Мекку, он решил прибегнуть к хитрости. Абу Тахир сказал, что он прибыл сюда с целью совершить обряды хаджа и приблизиться к Всевышнему Аллаху. «Вы не можете запретить мне посетить Дома Аллаха. Ведь я ваш брат в Исламе», – заявил он.

После этого карматы показали всем, что они якобы паломники, вступившие в хадж, и начали громко читать тальбия (лаббайк – особая формула зикра, которую начинает произносить в микате паломник после вхождения в состояние ихрама. Предписано часто читать его во время хаджа).

Затем Абу Тахир позвал одного из имамов курайшитов и дал перед ним страшную клятву, что он не причинит вреда жителям Мекки, а также их семьям и имуществу. Он также поклялся, что прибыл в Мекку только ради хаджа и не навредит никому, кроме правителя и командиров войска.

Затем он сказал: «Я не даю гарантию безопасности правителю и его командирам, хотя я мог бы обещать им неприкосновенность, а затем нарушить своё слово. Но я не сделаю этого, потому что правитель и его соратники пьют вино, носят шёлк. Эти люди помогают правителю, который отстранился от своего народа, притесняет сирот, пьёт вино и слушает песни».

Жители Мекки, введенные в заблуждение страшными клятвами и громкими заявлениями предводителя карматов, приняли его гарантии безопасности и освободили ему дорогу в Мекку.

Жители Мекки сложили оружие, и Абу Тахир в сопровождении шестисот всадников и девятисот пехотинцев свободно вошел в город.

 

Похищение Черного камня

Когда карматы вошли в Мекку и заняли позиции, а народ успокоился и не ждал вероломства с их стороны, Абу Тахир дал приказ своим воинам: «Вытащите мечи и убивайте всех, кого вы встретите, не отвлекайтесь ни на что, кроме убийство людей». Эта бойня продолжалась трое суток, беспомощные мусульмане искали приюта в Доме Аллаха и держались за покрывало Каабы, но это им не помогло.

Карматы убивали людей прямо внутри Запретной мечети (Масджид Аль-Хараме). Потом дело дошло и до самой Каабы. Абу Тахир приказал своим людям подняться на её крышу и снять жёлоб. Один из них поднялся на крышу Каабы и, снимая жёлоб, насмешливо сказал: «Он сам на небесах, а его дом на земле?!»

Затем они вырвали обитые золотом двери Каабы и разграбили её. Они вынесли серебряное оружие и другие золотые и серебряные украшения Каабы. И, наконец, они вырвали из угла Каабы Хаджар Аль-Асвад и сняли с неё покрывало.

Насчёт количества убитых карматами за это время жителей Мекки и паломников имеются разные мнения. Согласно одному мнению, их количество достигло тридцати тысяч человек. Некоторые сказали, что было убито ещё больше, а другие утверждают, что жертв было меньше. Кроме того, за пределами Мекки в ущельях, горах и в пустыне от голода и жажды умерло несметное количество людей.

Тех, кто был убит внутри мечети Аль-Харам, карматы бросили в колодец Зам-Зам. Они заполнили его трупами убитых людей.

Когда вся эта бойня закончилась, Абу Тахир приказал своим воинам ограбить всех паломников. Таким образом, они собрали очень много золота, серебра, драгоценных камней и благовоний.

Также были разграблены склады с товарами, которые к сезону хаджа были привезены из Египта, Йемена, Ирака, Хорасана, Персии и других стран исламского мира. Помимо всего этого, они угнали в плен более двадцати тысяч человек, в том числе женщин из знатных семей Мекки.

Абульхасан Аль-Мас’уди пишет об этом следующее: «Карматы находились в Мекке восемьдесят дней. Всё это время они каждое утро заходили в город, убивали людей и отбирали имущество, а вечером выходили. Это продолжалось до тех пор, пока они не покинули Мекку в конце месяца Зуль-хиджа 317 года по хиджре».

В одном из преданий, которое приводит в своей книге «Шифа аль-гарам би-ахбар Аль-Балад Аль-Харам» Аль-Фаси, сказано:

«В начале Абу Тахир Аль-Кармати хотел извлечь не Чёрный Камень, а Макам Ибрахима (место стояния Ибрахима (мир ему) – камень, в настоящее время огороженный стеклянным столбом). При строительстве Каабы Ибрахим (мир ему) стоял на нем. Когда стена поднялась, то и камень поднялся, то есть Всевышний покорил Ибрахиму (мир ему) этот камень.

Однако служители Харама опередили их. Они вывезли Макам и спрятали его в одном из ущелий Мекки. Когда Абу Тахир обнаружил пропажу Макама, он очень разозлился, подошел к Черному Камню и вытащил его из угла Каабы.

Пропажа Чёрного Камня из Мекки стала большой трагедией для всего мусульманского мира. В хадисе Пророка ﷺ сказано: «Черный Камень и Макам Ибрахима являются яхонтами из яхонтов Рая. Если бы Всевышний не погасил их сияние, то они бы осветили всё между востоком и западом» (Тирмизи, Хаким).

 

Как карматы вернули Хаджар Аль-Асвад

После этого Хаджар Аль-Асвад оставался у карматов 22 года. Затем они привезли его в Куффу и установили в джума-мечети города на самом видном для людей месте.

И, наконец, карматы добровольно привезли Черный Камень в Мекку и вернули на своё место. Они сказали: «Мы его брали, когда нам это приказали, и возвращаем, когда нам приказали его вернуть».

За то время, пока Черный Камень находился у карматов, некоторые правители мусульманских государств предприняли несколько тщетных попыток вернуть его. За возвращение Хаджар Аль-Асвада они предлагали карматам любую сумму, которую те назовут. Некоторые из правителей даже собрали пятьдесят тысяч динаров и отправили их карматам, но они не вернули ни Черный Камень, ни деньги.

Фатимидский халиф Убайдуллах Аль-Махди, узнав обо всем этом, отправил Абу Тахиру письмо следующего содержания:

«Ты провалил все, что мы до сих пор создавали, и ты этим своим поступком уподобил наше государство неверным и еретикам. Пока ты не вернёшь всё, что отобрал у жителей Мекки, не поставишь Хаджар Аль-Асвад на свое место и не вернёшь кисву (покрывало) Каабе, я не буду иметь к тебе никакого отношения ни в этом, ни в последующем мире».

Когда Абу Тахир в 339 году по хиджре получил письмо Убайдуллаха Аль-Махди, Черный Камень вернули обратно в Мекку.

 

 

 

Духовно – просветительский портал «ummet.kz»

Бөлісу: