07
Сейсенбі,
Мамыр

һижри

Достоинства поклонения в последние дни Рамазана

Статьи

 Вот и наступила третья стадия священного месяца Рамазан, которая примечательна тем, что Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) проявлял в ней особое усердие в поклонении.

Так в хадисе, переданном имамом Муслимом от матери правоверных Айши (да будет доволен ею Аллах), сказано, что во время Рамазана Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) проявлял больше усердия в делах поклонения, чем в любой иной месяц, а в последние десять дней Рамазана он проявлял больше усердия, чем в другие его дни. («Сахиху Муслим», 1175)

В другом хадисе сказано, что когда наступали последние десять дней Рамазана, Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) проводил ночи в молитвах, будил членов своей семьи, проявлял особое усердие в поклонении и потуже затягивал свой изар. («Сунану Ибн Маджа», 1768)

В арабском языке словосочетание «затягивание изара» указывает на проявление усердия в поклонении. («Сахих Аль-Бухари»)

Из хадисов известно, что обычно Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) будил членов семьи для поклонения, но не в каждую ночь. («Сахих Аль-Бухари», 997, 1126) Но в Рамазан, особенно в последние десять дней месяца, Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) имел привычку будить членов семьи ночью для поклонения каждую ночь, на что указывают вышеупомянутые хадисы. («Муснаду Ади Ягля», 282. «Сунанут-Тирмизи», 759)

То же самое можно сказать и поклонении на протяжении ночи. Так Айша (да будет доволен ею Аллах) передает: «Я не знаю, чтобы Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) читал Коран на протяжении ночи, молился до рассвета и постился на протяжении месяца, кроме как в месяц Рамазан». («Хашиятус-Санади `алан-Насаи», 2338)

Читая об усердии Пророка (да благославит его Аллах и приветствует) в поклонении в последние дни Рамазана, невольно задумываешься, насколько мы усердствуем в поклонении в эти благославенные дни? И так же невольно на ум приходят слова Всевышнего: «О вы, верующие! Остерегайтесь вместе с вашими семьями огня, топливом для которого служат люди и камни. К нему приставлены ангелы – суровые, сильные, которые не отступают от повелений Аллаха и выполняют то, что им велят». («Ат-Тахрим», 6 аят)

При упоминании проявления усердия в поклонении Пророком (да благославит его Аллах и приветствует) в заключительные десять дней Рамазана возникает вопрос: «Какими видами поклонения предпочтительнее заниматься в эти благославенные дни и ночи?»

Конечно, и это не вызывает сомнения, мы должны много молиться. На это указывает хотя бы то, что наш Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Тому, кто во время Рамазана будет молиться с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». («Сахих Аль-Бухари», 37)

По мнению ученых, под словами «будет молиться» подразумевается:

1. Любой вид намаза, который совершается в промежутке времени между закатом солнца и рассветом. («Сахих Аль-Бухари», 37) Это может быть предписанный ночной намаз (иша), намаз тарауих, тахаджуд намаз и т.п.;

2. Любой вид поклонения, совершаемый в ночное время во время Рамазана. («Файду Аль-Кадир», 8901) Например, чтение Корана, зикр, получение знаний и т.п.

Что касается намаза, совершаемого в ночное время, то Всевышний сказал: «Рабы Милостивого – это те, кто проводят ночи, падая ниц и представая перед Господом своим». («Аль-Фуркан», 64 аят)

«В Наши знамения веруют только те, которые, заслышав о них, спешат бить челом и произносят хвалу своему Господу, не возгордясь. Те, которые оставляют ложе, чтобы воззвать к Господу своему в страхе и надежде». («Ас-Сажда», 15-16 аят)

Эти аяты указывают на достоинство ночного намаза. А именно – упоминание Всевышним Своих рабов, которые мягкой постели и сладкому сну предпочитают поклонение своему Создателю.

Что может сравниться с этим? Какая высшая награда, орден или грамота может перевесить значимость того, что человек удостаивается внимания Всевышнего?

В вышесказанном хадисе сказано «будет молиться с верой и надеждой на награду Аллаха».

В чем суть сказанного?

Во-первых: любой вид молитвы, в том числе и ночной намаз, совершается с полной верой в обещания Всевышнего, касающиеся вознаграждений за совершенное поклонение. («Аль-Муатта», 240) Вера в обещания Всевышнего и надежда на Его награду, это ни что иное, как искренность в религии.

Во-вторых: молитва, впрочем как и другие виды поклонения, должна совершаться ради лика Всевышнего, а не напоказ или же опасаясь осуждения людей. («Файду Аль-Кадир», 8901)

И в-третьих: нельзя совершать молитву как гимнастику, то есть с мыслью, что поясные и земные поклоны полезны для суставов. Ведь молитва это, прежде всего, поклонение Создателю, подчинение Его воле и проявление благодарности за Его дары.

Следует помнить, что лишь при выполнении этих требований молитва засчитывается как поклонение, которое становится причиной прощения грехов.

Пророк (да благославит его Аллах и приветствует), указывая на достоинства ночного намаза, так же сказал: «Наилучшей молитвой после обязательного является ночная молитва». («Сахиху Муслим», 1163)

«О люди, распространяйте, приветствия, кормите нуждающихся, поддерживайте родственные связи и молитесь по ночам, когда другие люди спят, и тогда вы войдёте в Рай с миром». («Риядус-Солихин», 849)

«Совершайте ночной намаз! Поистине, это было свойственно праведным, которые были до вас. И ночной намаз является тем, что приближает вас к вашему Господу. Это так же является возмещением за проступки, а так же тем, что отсраняет вас от греховного». («Сунанут-Тирмизи», 3619)

Конечно, все эти хадисы не относятся к совершению ночного намаза именно в месяц Рамазан. И если вне Рамазана ночные намазы ценятся так высоко, то какова тогда степень их достоинства в священый месяц Рамазан?

В заключении хотелось бы напомнить, что намаз, это – аманат (заклад), данный мусульманину. А по сему совершение намаза является показателем честности и искренности по отношению к религии.

Всевышний Аллах не нуждается в нашем поклонении Ему. Напротив, мы нуждаемся в Нем. Мы нуждаемся в том, чтобы наш Создатель даровал нам возможность поклоняться Ему. Ибо нет другого пути снискать милость Всевышнего, кроме как через поклонение Ему.

И да предопределит нам Всевышний, чтобы мы совершали не только предписанные молитвы, но и дополнительные, и в особенности ночные молитвы! Аминь!

Абдуссамад Махат

 

 

Бөлісу: