17
Жұма,
Мамыр

һижри

О посте в месяц раджаб

Статьи

Кажется, в последнее время тема поста в месяц раджаб приняло оттенок разносгласий. И если кто-то категорично воспринимает пост в месяц раджаб в качестве нежелательного действия, кто-то же воспринимает пост в раджаб обыденного действа. И всему есть своя причина. Дело в том, что до сегодняшнего дня, большинством наших соотечественников, практикующих религию, пост в месяц раджаб воспринимался в качестве вида поклонения, дозволенного шариатом. И этому были веские причины. К примеру, на официальном сайте Духовного управления мусульман Казахстана – muftyat.kz ежегодно публикуются материалы, связанные с достоинствами месяца раджаб, а также поста в нем. В данном случае, конечно же, будет предпочтительным придерживаться стези ДУМК. И это не вызывает никакого сомнения!

Конечно же, следует упомянуть, что мнения ученых относительно поста в месяц раджаб неоднозначны. Начнем с того, что часть ученых относят пост в месяц раджаб к мустахабу (к желательному действию) и связывают это с тем, что раджаб является одним из священных месяцев. Так, в 36-ом аяте суры «Ат-Тауба» Всевышний Создатель сказал: «Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев в двенадцать согласно Писанию Своему. Четыре месяца из них запретные, и этот закон религии вечен. Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе».

Здесь речь идет о месяцах мухаррам, зуль-ка`да, зуль-хиджа и раджаб. Об этом же гвоврится и в хадисе, переданном имамом Абу Даудом от Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), в котором Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Время вернулось, приняв тот вид, который оно имело в тот день, когда Аллах создал небеса и землю. Год состоит из двенадцати месяцев, четыре из которых являются запретными (священными). Три из них зуль-ка'да, зуль-хиджа и мухаррам следуют друг за другом, а четвёртым является раджаб мудара, занимающий своё место между месяцами джумада (санийа) и шагбаном».

На основе данного аята и хадиса ученые единогласны во мнении, что раджаб является священным месяцем. А как известно, одним из поощряемых действий в священные месяцы является соблюдение поста, как, в прочем, и любой дополнительный пост в любом месяце.

Муджиба Аль-Бахилия (да будет доволен им Аллах) передает, что его отец или же дядя, спустя год после его встречи с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), вновь стретился с ним. При этом вид отца или же дяди был изнеможенным. И когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его: «Что так изменило тебя? Ты вроде бы был привлекательнее?»,-тот ответил: «С тех пор, как я расстался с вами, я ел лишь вечером».

- Зачем надо было так изтязать себя? Постись в месяц сабра (Рамазан) и один день каждого месяца.

- Добавь еще! Я способен и на большее.

- Тогда каждый месяц постить по два дня.

- Добавь еще!

- Тогда каждый месяц постить по три дня.

- Добавь еще!

И тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) трижды повторил следующее: «Постись в священные месяцы, а затем не соблюдай пост». При этом Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сгибал и разгибал три пальца. (Абу Дауд, Ахмад)

Из сказанного можно сделать следующие выводы:

1. Непрерывный пост в течении не поощряется шариатом, так как это является самоистязанием;

2. Желающий поститься вне Рамазана может соблюдать дополнительный пост от одного до трех дней. (Это разъяснение касается лишь данного хадиса, так как есть хадис, в котором сказано о посте пророка Дауда (мир ему). То есть, через день);

3. Сказанное Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) касается священных месяцев, и раджаб является одним из них.

Когда Усама ибн Зайд (да будет доволен им Аллах) спросил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о причине его частого поста в месяц шагбан, тот ответил: «Это месяц, которым пренебрегают люди... Это месяц, в котором деяния возносятся к Господу миров. И я желаю, чтобы мои деяния вознеслись вместе с постом». (Насаи, Ахмад)

В своем разъяснении к этому хадису имам Шаукани сказал, что сказанное в нем указывает на желательность поста в раджаб, так как смысл сказанного как бы указывает на то, что люди, то есть сахабы (да будет доволен ими Аллах), усердствуют в соблюдении поста в раджаб и рамазан, и при этом пренебрегают постом в шагбан.

Нет сомнения в том, что хадисы подобного содержания однозначно указывают на дозволенность поста в месяц раджаб. Поэтому желательно, чтобы каждый, кто в состоянии поститься, соблюдал пост в месяц раджаб.

Теперь следует разобраться в причинах того, почему некоторые ученые указывают на нежелательность поста в месяц раджаб. Дело в том, что они ссылаются на тот факт, что нет ни одного хадиса, который бы конкретно указывал на желательность поста в раджаб. В добавок к этому имеются риуаяты, к примеру от Ибн Аби Шайбы, в котором говорится о том, что Омар (да будет доволен им Аллах) заставляя мусульман, которые соблюдали пост в раджаб, прерывать его, говорил: «Разговляйтесь! Поистине, это месяц, который возвеличивали джахили (мушрики)». Из чего ясна следующая причина неодобрения поста в раджаб некоторыми учеными.

Но, во-первых: следует уточнить, что имеются хадисы, о дозволенности поста в священные месяцы. К примеру, хадис от Муджиба Аль-Бахилия (да будет доволен им Аллах), приведенный выше.

Во-вторых: ни один ученый не указывал на то, что пост в раджаб является харамом, то есть запретным. Некоторые ученые лишь указывают на нежелательность поста в раджаб.

В-третьих: в данном случае нежелательность поста касается лишь поста в месяц раджаб, без соблюдения поста в другие месяцы. К примеру, до и после раджаба, дабы не уподобиться идолопоклонникам. Что же касается поста в другие месяцы, к примеру в месяц сафар, без поста в месяц мухаррам (предшествующий месяцу сафар) и месяц раби`уль-аууаль (последующему месяцу после сафар), то ученые едины во мнении, что это не противоречит шариату.

В-четвертых: ученые против поста в раджаб на протяжении всего месяца, что и не удивительно, ведь соблюдение дополнительного поста подобным образом противоречит сунне! Поэтому некоторые ученые указывали на дозволенность поста в раджаб, с условием что он не будет беспрерывным. То есть, на протяжении месяца. При этом, по мнению ученых, достаточно и того, что постящийся в месяц раджаб прервет свой пост хотя хотя бы на один день.

Из сказанного выше становится ясно, что при разговоре о запрете поста в месяц раджаб, следует иметь в виду исключения, перечисленные выше.

В заключении хотелось бы сказать, что при разъяснении данной темы, мы постарались обойти все перепетии и подробности, связанные с постом в месяц раджаб, и тем самым, надеемся, облегчили понимание вопроса.

Остается добавить, что разногласия между учеными относительно какого-либо вопроса шариата, ни в коем случае, не должны быть причиной споров между мусульманами. Ведь также, как у каждого ученого есть свои доводы, у каждого мусульманина есть право придерживаться того или иного их мнения. И никто не вправе осуждать ни ту, ни другую сторону за их личное мнение. В этом и заключается преемственность, универсальность и многогранность нашей религии.

И да облагодетельствует нас Всевышний Создатель светом истинного знания и терпимости! Аминь!

Абдуссамад Махат

 

наиб имам центральной мечети «Нур Астана»

Бөлісу: