До наших дней казахский народ донес свою древнюю культуру, в том числе сохранил юрту – основное жилище тюркских народов.
Казахи относились и относятся к юрте как к священному имуществу, с уважениеми почитанием. Значение юрты огромно. В свое время Ч.Валиханов отметил, что в ХІІ-ХІІІ вв, даже названия государств – Алтын Орда (Золотая Орда), Ак орда (Белая Орда), Кок орда (Синяя Орда) – были связаны именно с юртой.
Юрта – это передвижное сборное жилище, изготовленное из дерева, кошмы, войлока, тростника, выделанных шкур, отделанное украшениям, изготовленными из металла (серебра). Всемирно известные ученые и искусствоведы, оценивая смекалку степных жителей, на всесоюзных и международных этнографических выставках давали высокую оценку творчеству казахского народа.
В 1861 году некий Алмас привез юрту на Всемирную этнографическую выставкув Париж и получил приз. В 1876 году Мейрам-хажы Жанайдарулы (главный батыр Кенесары-хана, сын Жанайдара) доставил юрту в Петербург, а в 1890 году Ибраим Адилов показал юрту на выставке в Казани. В 1872 годухан Бокейской Орды Жангир подарил юрту российскому царю Николаю І, чему царь был очень рад (А.Маргулан). Писатель Чингис Айтматов писал, что видел казахскую юрту в одном из западноевропейских музеев. В музеях Гамбурга и Франкфурта-на-Майне (Германия) и в настоящее время экспонируется наши юрты, вызывая интерес европейцев к культуре казахов.
Когда-то знаменитые ханы, бии и баи проводили прадники в своих ордах (больших юртах). Самые известные среди них: ак орда (ак-белый) Абылай в Кокшетау; 24-створчатая орда Чингис-торе (створки состоят из красиво изогнутых, складывающихся решетчатых стен); орда Тезек-торе в Семиречье, юрта Самыратбая в Иргизе. О них сложены легенды, и таких юрт было немало. Казахи не жалели своего состояния ради красивой юрты, ведь именно юрта олицетворяла культуру и достаток владельца.
Тока Байсакал, один из самых богатых людей в Младшем жузе, выдавая дочь замуж, для пирданого заказал юрту. Известный этнограф и ученый Машхур Жусуп Копейулы так описывает это событие: «Когда дочь Байсакала перешагнула порог орды Сапака, став его снохой, у нее было пять юрт (отау), золотой шатер, прислуга. Купольные жерди (уыки) ее юрты (отау) ставили, сидя на лошадях. Верхняя и нижняя части остова (кереге) были украшены серебром, на жерди каждое отверстие под шнур также украшало серебро, острие жерди, купольные отверстия ипоперечные перекладины были инкрустированы драгоценным металлом».
Юрты, как свидетели народного богатства и изобилия, были уничтожены во время войны, коллективация, перехода к оседлому образу жизни. Выше упомянутую отау дочери Байсакала сожгли. Орда Самырата была изъята и разобрана. Многие юрты бесследно исчезли в смутные времена.
Казахская юрта.
Известны казахские и калмыцкие юрты. Купол казахских юрт имеет полушаровидную форму, а у калмыцких юрт он несколько заостренный. Казахские юрты по назначению и убранству делятся на темные трехстворчатые и четырехстворчатые; серые пятистворчатые; белые, состоящие из 6-24 створок, и золотую орду из 30 створок (Краткая энциклопедия Казахской ССР, Алматы: КСЭ, 1984, І том, с. 182). Во время кочевья юрты используются как временное жилье или для хозяйства. Юрту молодой семьи называют отау. Теперь остановимся на устройстве и способах изготовления юрты.
Внутри юрта делится на 4 части:
- Место для гостей (тор). Это особо почитаемое место, его не занимают молодые снохи.
- Левая сторона (при входе справа) – место хозяина дома. Возле порога, ниже места хозяина, хранятся продукты, кухонная утварь, которые прикрываются специальной циновкой (ши).
- Справа (при входе левая сторона) место детей. Ближе к порогу вешаются одежда, конская сбруя.
- Место очага считается святым. Здесь разводят огонь, готовят еду.
Юрта состоит из 3 частей:
- Деревянные части юрты – ее основа.
- Войлочная часть – покрытие.
- Шнуры и широкие ленты – для соединения деревянных деталей и крепления войлока.
Для удобства казахи могли увеличить, уменьшить, а то и объединить несколько юрт, сделать юрты из двух-трех «комнат». Покрытие юрты летом не пропускает зной, зимой – лютый холод, в дождь – влагу. Для зимовки казахи покрывают юрты двойным войлочным покрытием. Края юрты огораживают травой, обводят вокруг камышовой связкой. Юрты ставят в основном в камышовых местах, где почти не бывает ветра. Вот в таких юртах жили, росли и воспитывались знаменитые сыны казахского народа: Керей, Аз-Жанибек, Аз-Тауке, хан Абылай, Кенесары, Абай, деятели науки и литературы – Ахмет Байтурсынов, Каныш Сатпаев, Мухтар Ауэзов. Каждый раз, кочуя с одного места на другое, юрту ставили в таком месте, где были свежий воздух, чистая земля, ясное небо, где пели птицы, раздавался плеск хрустальной воды... Возможно, сама первозданная природа наделила этих людей добротой и одухотворенностью, озарившими их великие сердца.
Юрта изготавливается из дерева – березы или ивы (тала). Их древесина крепкая, вредители ее не поражают – она служит дольше, чем другая древесина. Особенность ивы в том, чтопри необходимости можно подобрать удобные по размеру ветки для клетчатой створки (кереге).
Основу юрты делает уйши – создатель дома. Древесину сушат в тени в течение 6 месяцев, а иногда окола года. Затем уйши держит ее в горячей золе, выпрямляет в тисках. Древесный материал для юрты строгают, обрабатывают, после чего вновь нагревают и придают форму, необходимую для створок (кереге), купольных жердей (уыков), сетчатой перекладины (шынырака).
Основу юрты составляет деревянная решетка, образующая круглые стены юрты (кереге). Длина каждой створки 3-4 метра. В народе говорят: «Пусть кереге будет широким». Именно от кереге зависит прочность и простор юрты. Деревянные составляющие кереге называют жели, длинные – ериси, короткие – саганак, балашык. Для изящества верх и низ кереге украшают незатейливыми линиями – ыру. В жели выдалбливают дырочки для шнурков из шейной верблюжей шкуры или из шкуры головы быка, ими закрепляют клетчатые створки кереге. Верхняя и нижняя части кереге слегка изогнуты, и середина получается выгнутой. Готовый кереге называется канат (букв.крыло). У юрты бывают две двери. Одна из них (внутренняя) изготавливается из дерева, другая (наружная) – из войлока. Ее называют войлочная дверь.Эту дверь в ясные дни сворачивают и крепят сверху.
Входная группа состоит из козырька, порога, двустворчатой двери, которая крепится в кереге. Кереге межде собой соединяются широкими специальными лентообразными шнурами. Главный аркан крепят с двух сторон верхней части деревянной двери, обматывая им верхушки кереге. На этом аркане держится вся тяжесть юрты. Сверху главный аркан обматывают широкой вязаной шерстяной полоской для красоты.
Купольные жерди (уыки) – основная часть юрты, связывают кереге и купол (шанырак). Широкая часть уыка – алакан (ладонь), верхняя, изогнутая часть жерди – верхушка. Шнурок завязывается в верхней части кереге, скрепляя егос широкой частью частью купольной жерди. Верхняя заостренная часть жерди (калам) вставляется в ячейку, специально выдолбленную в куполе (шаныраке) и совпадающую по размеру с концом жерди, что обеспечивает прочное соединение.
У каждой юрты количество купольных жердей (уыков) зависит от ее площади (наименьшее – 60, наибольшее 150-160).
Купол юрты (шанырак) несет в себе понятие дома, семьи. Есть у казахов и благопожелание «Да будет твой шанырак высоким!». Купол юрты состоит из круга, перекрещенной части и главного бруса. Круг делают из березы, выводят на нем узоры; в нем выдалбливают ячейки, которые служат для того, чтобы перекрещенная часть не сдвинулась с места.
После того как мастер полностью завершает изготовление остова юрты, все ее части окрашивают хной или краской красного и синего цветов. Если юрта из березы, то ее смазывают растительным маслом, что придает ей цвет слоновой кости и делает водонепроницаемой. Шанырак, уыки, верхушки кереге, козырек у торжественных орд расписывают узорами. Состоятельные владельцы украшали свои юрты серебром, тисненым орнаментом из кости и рога.
После изготовления основы юрты принимаются за войлочное покрытие. Войлок готовят из шерсти стриженых овец.
В свое время недостатка в материале не было. Шерсти было так много. Что кызылжарский бай по имени Косшыгул, имея 25 тыс. голов овец, кипятил курт, сжигая сезонную шерсть овец вместо дров (С.Муканов «Народное наследие», 1974, с. 99). Из такой шерсти изготавливали войлок для юрты.
Куски войлока крепятся между собой шнурами. Места соединения называются жабык (букв. закрытый). Шнуры украшаются вышивками, узорами и широкой тесьмой, что смотрится очень красиво. Поверх перетягиваются два аркана, чтобы ветер не раздувал войлок. Для этого используются разные виды арканов.
На купол крепится узорчатый желбау с четырьмя кистями в качестве украшения. Желбау также необходим для крепления войлока, для подвязывания к нему чего-либо во время кочевья.
Готовый войлок для юрты пропитывают раствором мела или жженой костью. Это придает войлоку белый цвет и прочность, задерживает влагу, он ненагревается в летнее время и не пропускает холод.
Еще одна часть юрты – обычные тростниковые циновки (чий, ши). Для их изготовления чий складывают, обматывая каждую тростинку шерстью, украшают цветным узором и крепят между собой. Такую циновку называют шым ши, а циновку без шерсти – ак ши. Циновкой закрывают кереге. Ши придает особое изящество юрте, способствует удержанию холода или жары, не пропускает внутрь ящериц, змей и насекомых.
Сейіт Кенжеахметұлы. "Қазақтың салт-дәстүрлері мен әдет-ғұрыптары"