26
Бейсенбі,
Желтоқсан

һижри

Традиционные женские украшения для волос

Мудрость народной традиции

    Коса испокон веков считалась украшением красавицы. Красоту девушки оценивали по ее волосам и стану.

  Украшением женщины были колан шаш (густые волосы) и сумбил шаш (шелковые волосы). Волосы, заплетенные в две косы, называли кос бурым, в одну – жалгыз бурым. Длинная коса с вплетенными в нее специальными украшениями для волос (шолпы), подчеркивала красоту девушки и придавала ей тайнственность.

  Поэты, вдохновленные красотой девушек и звоном этих урашений, слагали стихи, композиторы сочиняли музыку.

  Уход за волосами, их отращивание и причесывание требовали большого терпения. «Вышла красна девица из дому со смешинкою в глазах, десять дней расчесывая и пять раз заплетая косы...» - поется в народной песне. Для расчесывания кос пользовались расческами, представляющими порой настоящие ювелирные работы. Мастера изготавливали также роговые расчески. Для блеска волос использовали шашмай (бальзам для волос),  который готовили из смеси сливочного масла и яичного белка. Среди прочих украшений особое место занимали шолпы (прикреплялись к кончику косы). Шолпы  не только украшали, но и способствовали росту волос. Красивые  шолпы со звоном носили только девушки и молодые женщины.

  Разновидностей шолпы были очень много: со звоном, с ремешком, с бусами, с колокольчиками. В зависимости от использованного металла они назывались алтын шолпы – золотой, кумис шолпы – серебряный. Шолпы с камешками делились на маржанды – с кораллом, меруертти – с жемчугом, акыкты – с агатом.

  Шолпы  в красивых косах сверкали на солнце, невольно притягивая взор, и звенели при каждом движении девушки, подчеркивая ее красоту и стать. Казахи говорили: «Хрустальному звону смеха вторит звоны шолпы».

  Шолпы  из золота и серебра называли шаштенге (букв.шаш – волосы, тенге - монета). Жизенный опыт предков свидетельствуют о том, что шолпы и шаштенге способствовали быстрому росту волос, предохраняли от раннего их падения и головных болей. Девушки и молодые женщины не выходили с шолпы и шаштенге в позднее время, так как звон серебра мог оповестить об их появлений.

  Шашбау (шаш – волосы, бау - лента) – лента для кос, придающая им особое изящество, произведение прикладного исскуства. В народе сложено немало песен о шашбау, украшенных драгоценными камнями, с бусинками на длинном серебряном шнурке или шнурке из дорогой ткани, вышитых золотыми и серебряными нитями, с прикрепленными на конце серебряными монетами. Такими шашбау очень дорожили. Длинные шашбау вплетались в косы.

  Шашкап – чехол для волос, предохраняющий от солнца, пыли во время работы. Шашкап шили по длине косы из бархата, велюра, пан-бархата синего, красного, черного цветов, вышивали узорами, золотыми нитями, бисером.

  Молодые женщины, заплетая две косы, концы их соединяли, чтобы быть всегда вместе с суженым. Девушки заплетали одну косу. Нарекая девочек именами Алтыншаш (златоволосая), Карашаш (черноволосая),  Сулушаш (с красивыми волосами), Шолпы, желали им вырасти красивыми. Женге  (жена старшего брата) по традиции называла золовку Шашбаулым («девочка с ленточкой в косе»), Шаштенгелим («девочка с монетами в косе»), Сыргалым («девочка с серьгами»).

  Существовали степные законы, по которым того, кто обрезал женщине волосы, наказывали как за нанесенное телесное повреждение. Если женщина совершала перступление, ей обрезали волосы, что было равносильно смерти. За обрезанием кончиков волос девушек наказывали.

  К сожалению, в наше время мало кто знает о сути украшений для волос, а тем более пользуется ими. Поэтому шолпы, шашбау, шаштенге, шашкап –  возвеличивают женщину, как самое нежное и прекрасное творение природы, и являются эстетическим вкладом  наших предков в самобытную казахскую культуру.

 

  

Материал из книги С.Кенжеахметулы

 «Быт и культура казахского народа»

Бөлісу: