15
Сәрсенбі,
Мамыр

һижри

Вопрос: Что делать, если люди наблюдают появление молодого полумесяца днем?

Ответ: Бывает так, что в некоторых местах полумесяц можно наблюдать в дневное время суток. Но, по мнению ученых это не может служить основанием начала поста. Об этом сказано в таких книгах по фикху, как «Фатхул-кадир», «Хидая» и др.

Следует отметить, что ученые придерживались разного мнения относительно полумесяца, наблюдаемого в дневное время суток. Так, имам Аз-Зайляги считал, что эту луну нельзя отнести ни к шагбану, ни к Рамазану.

Вопрос: Слышал, что есть день до Рамазана, когда соблюдение поста являются макрухом. Почему пост в этот день является макрухом?

Ответ: Вы говорите о дне, который в шариате определяется как «яумуш-шакк».

Яумуш-шакк – дословно: сомнительный день. Этот понятие применяется относительно последнего дня месяца шагбан, по причине того, что не ясно, закончился месяц шагбан или нет, начался месяц Рамазан или нет?

Вопрос: Каким образом определяется начало поста в Рамазан?

Ответ: Первым делом стоит упомянуть, что Расулуллах (да благословит его Аллах и приветствует) придавал особое значение своевременному началу поста, по причине чего был очень внимателен в вычислении дней шагбана. Так, мать правоверных Айша (да будет доволен ею Аллах) передает:

كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يتحفظ من هلال شعبان ما لا يتحفظ من غيره ثم يصوم برؤية رمضان فإن غم عليه عد ثلاثين يوما ثم صام

Вопрос: В солнечном календаре месяц состоит из 28, 29, 30 и 31 дней. Есть ли такая разница в количестве дней в лунном календаре?

Ответ: Особенность лунного календаря в том, что количество дней в месяце может быть 29 либо 30 дней. То есть, 28 или же 31 дней не бывает.

Достоверные хадисы, а также основополагающие книги в области фикха указывают именно на это.

Следует знать, что число дней месяцев лунного календаря могут быть 29-30 дней. Наряду с этим один и тот же месяц может быть 29, либо 30 дней. То есть, система лунного календаря в корне отличается от системы от солнечного календаря.

Вопрос: Как должен поступить человек, видевший молодой полумесяца?

Ответ: Человек, видевший появление молодого полумесяца, обязан объявить об этом до рассвета.

При наблюдении молодого полумесяца не следует указывать на него пальцем, так ученые считали это макрухом.

При наблюдении молодого полумесяца можно произнести следующие молитвы.

Вопрос: Что делать, если свидетельство о молодом полумесяце не принимается?

Ответ: Если один или же два человека свидетельствуют о появлении молодого полумесяца, но кази и другие мусульмане не принимают их свидетельства, к примеру, по причине того, что они не заслуживают доверия, те, кто видел молодой полумесяц, все равно начинают соблюдать пост. В противном случае шариатом на них будет возложен каффарат (возмещение), и в добавок к этому каза (восполнение пропущенных дней).

 

Абдуссамад Махат, «Рамазан – вопросы и ответы»

Вопрос: Каков период наблюдения за молодым полумесяцем?

Ответ: Достаточно того, чтобы молодой полумесяц видели в течении короткого времени.

Обычно, после заката солнца, молодой полумесяц можно наблюдать в течении 10-20 минут. И наблюдение молодого полумесяца в течении этого времени достаточно. Дело в том, что в хадисах не сказано времени, в течении которого следует наблюдать за молодым полумесяцем.

 

Абдуссамад Махат, «Рамазан – вопросы и ответы»

Вопрос: Сколько человек должны свидетельствовать о появлении молодого полумесяца?

Ответ: Согласно сахих хадисам, для того начать пост после 29-го дня, то есть в 30-ую ночь месяца шагбан, необходимо свидетельство о появлении молодого полумесяца одним человеком, заслуживающего доверия, а для определения наступления дня айта необходимо свидетельство двух человек, заслуживающих доверия.

Вопрос: Можно ли, при восполнении пропущенного поста, в один день соблюдать каза (восполнение пропущенного поста) и нафиль оразу?

Ответ: Для каждого поста требуется свое намерение. То есть, одно намерение не должно смешиваться с другим. По этой причине в один день нельзя соблюдать каза и нафиль оразу одновременно, так как в этом случае предписанный пост засчитывается в качестве нафиля.

 

Абдуссамад Махат, «Рамазан – вопросы и ответы»

Вопрос: Кто-то из мусульман принял другую веру, а затем, через некоторое время вновь принял Ислам. Каково его положение, а также положение его деяний?

Ответ: В этом случае, согласно мнению имама Абу Ханифы и имама Малика, он не должен восполнять намаз и пост тех дней, когда был приверженцем другой религии. Но должен восполнить намаз и пост, которые вменялись ему до того, как поменял религию, если таковые имеются. Согласно некоторым риуаятам он даже должен будет вновь совершить хадж, совершенный им ранее. Ведь Всевышний Аллах сказал:

Вопрос: Может ли кто-либо поститься в день айта, если он вознамерился поститься в этот день (назр) или поклялся, что он будет поститься в день айта?

Ответ: Пост в день айта является макрухом тахрим.

Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) сказал:

إنّ رَسُولَ الله صلى الله عليه وسلم نَهَى عنْ صِيَامِ هَذَيْنِ الْيَوْمَيْنِ: أمّا يَوْمُ الأضْحَى، فَتَأْكُلُونَ مِنْ لَحْمِ نُسُكِكُمْ وَأمّا يَوْمُ الْفِطْرِ فَفِطْرُكُمْ مِنْ صِيَامِكُم