14
Сейсенбі,
Мамыр

һижри

1222 Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был щедрейшим из людей, а наибольшую щедрость проявлял он в Рамадане, когда с ним встречался Джибриль. Во время Рамадана Джибриль встречался с ним каждую ночь, изучая вместе с ним Коран, и, поистине, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, встречался с Джибрилем, он был более щедрым на все благое, чем вольный ветер. (Аль-Бухари; Муслим)

Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Предписан вам пост, как был он предписан жившим до вас, чтобы вы стали богобоязненными, (в течение) определённого количества дней, а если кто-нибудь из вас болен или находится в пути, то (следует поститься) столько же (дней, сколько их было пропущено,) в другие дни. Для тех, кто может (поститься, но с трудом), во искупление (следует) накормить (одного) неимущего, для тех, кто по своей воле (сделает больше) благого, это будет лучше, а пост для вас ещё лучше, если бы вы только знали. Месяц Рамадан (является месяцем), в который был ниспослан Коран как руководство для людей, и разъяснения к (этому) руководству и различение. И те из вас, кого этот месяц застанет дома, пусть постятся, а кто заболеет или (будет находиться) в пути, (должен поститься) столько же (дней, сколько их было пропущено,) в другие дни». («Корова», 183-185)

Рамазан был предписан после переселения Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину, во втором году по хиджре, в первый понедельник месяца шагбан, что соответствует 7 февраля 623 года.

В том году, после месяца шагбан, мусульмане стали соблюдать пост. И Рамазан в том году знойным.

В арабском языке для обозначения поста применяется слово «соум» или же «сыям».

Лингвистическое значение слова «соум» означает: воздержание.

Определение поста в шариате: воздержание, с намерением удостаивания довольства Всевышнего Аллаха, от принятия пищи и совокупления от рассвета до заката.

Рамазан, прежде всего, является постом. То есть воздержанием от пищи и совокупления супругов. И Всевышний Создатель сказал: «Он отказывается от своей еды, своего питья и удовлетворения своих желаний ради Меня. Пост совершается ради Меня, и Я воздам за него».(«Сахих Аль-Бухари», 1795)

Рамазан – это прощение грехов. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тому, кто во время Рамадана будет поститься с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи».(«Сунану Ибн Маджа», 1326);

- отказ от всего порицаемого. Ведь Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если во время поста человек не прекратит лгать и поступать по лжи, то Аллаху не нужно будет, чтобы он отказывался от своей еды и питья».(«Сунанут-Тирмизи», 702);

Пост приносит много пользы человеку. Он полезен как в духовном, так и в физиологическом плане. Так во время поста пищеварительная система отдыхает, организм сжигает накопившиеся жиры. И одним из признаков очищения организма является то, что ощущение вкуса становится гораздо ярче. Воздержание от пищи способствует отмиранию больных клеток и появлению абсолютно здоровых, за счет чего идет процесс омоложения организма.

Большую роль во время поста играет сухур (предрасветная трапеза). Но к сожалению есть не мало постящихся, которые, ради того, чтобы продлить время сна, пренебрегают сухуром. И большинстве случаев причиной этому является сон в предрасветные часы. А между тем будет ли постящийся испытывать жажду или же голод в Рамазан зависит от того, каким будет его сухур.

Рамазан – благославенный месяц. Месяц, каждое мгновение которого приближает верующего к его Создателю.

Признаком этого является хотя бы то, что: «С наступлением первой ночи месяца Рамазан связываются шайтаны и самые злостные из джинов, а также закрываются врата ада, ни одна из которых не откроется. Наряду с этим открываются врата джанната, ни одна из которых не закроется. И глашатай провозгласит: «О желающий добра! Стремись совершить добро! О желающий зла! Воздержись от совершения зла и покайся!» («Сунану Ибн Маджа», 1642)

Вопрос: В чуть требования шариата дачи фитр-садака?

Ответ: Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передает:

فَرَضَ رَسُولُ الله صلى الله عليه وسلم زَكَاةَ الْفِطْرِ طُهْرَةً لِلصّيَامِ مِنَ اللّغْوِ وَالرّفَثِ وَطُعْمَةً للْمَسَاكِينِ، مَنْ أَدّاهَا قَبْلَ الصّلاَةِ فَهِيَ زَكَاةٌ مَقْبُولَةٌ، وَمَنْ أَدّاهَا بَعْدَ الصّلاَةِ فَهِيَ صَدَقَةٌ مِنَ الصّدَقَاتِ

Вопрос: Каково требование шариата относительно фитр-садака?

Ответ: Фитр-садака, также как и закалывание жертвенного животного в Курбан айт, является уаджибом. Отличие лишь в том, что если относительно обязательности фитр-садака среди учеными нет разногласий, то закалывание жертвенного животного в Курбан айт некоторые ученые считали сунной муаккада. Так, если имам Шафиги, имам Малик, а также имамы ханафитского мазхаба имам Абу Юсуф и имам Мухаммад считали закалывание жертвенного животного в Курбан айт сунной муаккада, то имам Абу Ханифа относил это к уаджибу.

Вопрос: Что такое фитр-садака?

Ответ: Фитр-садака – это дача подаяния нуждающимся. Тем самым мусульманин очищает себя и восполняет свои упущения во время соблюдения поста. К примеру, если вел бесполезные разговоры или произносил плохие слова.

Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передает:

فَرَضَ رَسُولُ الله صلى الله عليه وسلم زَكَاةَ الْفِطْرِ طُهْرَةً لِلصّيَامِ مِنَ اللّغْوِ وَالرّفَثِ وَطُعْمَةً للْمَسَاكِينِ، مَنْ أَدّاهَا قَبْلَ الصّلاَةِ فَهِيَ زَكَاةٌ مَقْبُولَةٌ، وَمَنْ أَدّاهَا بَعْدَ الصّلاَةِ فَهِيَ صَدَقَةٌ مِنَ الصّدَقَاتِ

Вопрос: Что делать человеку, который несколько лет, по причине болезни, не соблюдал пост. Должен ли он восполнить весь пропущенный пост? Ведь это пост нескольких лет.

Ответ: Восполнение пропущенного поста обязательно! Ведь Всевышний Аллах сказал:

فَمَن كَانَ مِنكُمْ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ