02
Бейсенбі,
Мамыр

һижри

После открытого обращения с призывом на четвёртом году пророчества многобожники один за другим перепробовали все вышеупомянутые нами методы для того, чтобы остановить распространение этого призыва. Так проходили недели и месяцы, но курайшиты ограничивались только этим, не переходя к преследованиям и причинению мусульманам мучений. Однако, когда они убедились, что подобные методы не приносят им никакой пользы и не могут положить конец исламскому призыву, курайшиты собрались ещё раз и образовали нечто вроде комитета из двадцати пяти знатных представителей своего племени под руководством дяди посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Ляхаба. После совещаний и раздумий члены этого комитета приняли жёсткое решение, направленное против посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников. Было решено, что они не пожалеют сил для борьбы с исламом и нанесения обид его посланнику и сделают всё, чтобы подвергать всевозможным мучениям и расправам всех принявших эту религию.[1]

Кади ‘Ияз отмечал: «Почитать и возвеличивать Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после его смерти необходимо так же, как и при его жизни. Необходимо вести себя этично и благопристойно при упоминании его самого, его хадисов, его имени и когда рассказывают о его жизнедеятельности. Также мусульмане должны проявлять уважение к его семейству и сподвижникам и возвеличивать их».

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был в высшей степени благожелателен и открыт для всех людей. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был и остается духовным вождем, имамом для всех мусульман, государственным  вождем и политическим деятелем. Он находился в постоянном общении с людьми разных сословий и вероисповеданий, он встречался с многочисленными вождями племен, главами стран и правителями народов и тут же принимал бедных и неимущих, сирот и обездоленных, но никогда не делал он различий между ними.

Первым откровением относительно этого были слова Всевышнего: «…и увещевай своих ближайших родственников…» [1] В суре “Поэты”, к которой относится этот аят, сначала приводится рассказ о Мусе, мир ему, охватывающий период от начала его пророчества и до переселения вместе с израильтянами, их спасение от фараона и его народа и потоплении фараона вместе с его войском и семейством. В этом рассказе упоминается обо всех этапах, которые прошел Муса, мир ему, призывавший к Аллаху фараона и его народ.

В первых ниспосланных свыше сурах было и веление совершать молитвы. Мукотил ибн Суляйман сказал: «Вскоре после возникновение ислама Аллах вменил в обязанность совершение молитв в два раката утром и вечером, сказав: “…и прославляй Господа твоего вечером и утром”1».

Три года тайного призыва.

Известно, что Мекка являлась религиозным центром арабов. В этом городе жил служители Каабы и хранители священных для всех арабов идолов, а поэтому осуществить те или иные преобразования в этом городе было труднее, чем в каком-нибудь удаленном от него месте. Такое дело требовало непоколебимой решимости, и поэтому на первом этапе призыв распространялся тайно, чтобы жители Мекки неожиданно не столкнулись с тем, что привело бы их в волнение.

Время в течение которого осуществлялся призыв Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), можно разделить на два периода, полностью отличающиеся друг от друга.

В ниспосланных пророку (да благословит его Аллах и приветствует), словах Аллаха Всевышнего: «О завернувшийся! Встань и увещевай, и Господа своего возвеличивай, и одежды свои очисть, и скверны избегай, и не оказывай милости, желая получить больше[1], и терпи (притеснения) ради твоего Господа!»[2] – содержалось сразу несколько велений. На первый взгляд веления эти были просты, однако они преследовали далекоидущие цели и являлись весьма действенными.

Ибн Хаджар сказал: «Это[1] было сделано для того, чтобы его волнение, вызванное страхом, улеглось, а также для того, чтобы вызвать в нем стремление к возобновлению (этих откровений)».

Ибн Са‘д приводит слова Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах ими обоими, указывающие на то, что период прекращения ниспослания откровений продолжался несколько дней, что представляется наиболее вероятным после всестороннего рассмотрения этого вопроса.