Вопрос: Слышал, что есть день до Рамазана, когда соблюдение поста являются макрухом. Почему пост в этот день является макрухом?
Ответ: Вы говорите о дне, который в шариате определяется как «яумуш-шакк».
Яумуш-шакк – дословно: сомнительный день. Этот понятие применяется относительно последнего дня месяца шагбан, по причине того, что не ясно, закончился месяц шагбан или нет, начался месяц Рамазан или нет?
Разъяснение: вечером, точнее в 29-ую ночь шагбана ожидалось появление молодого полумесяца. Естественно, должен был наступить Рамазан. Но в ту ночь никто не видел появление молодого полумесяца. В этом случае следующий, то есть 30-ый день шагбана будет «яумуш-шакк». То есть, есть сомнение в том, что шагбан закончился и начался Рамазан.
По единогласному мнению ученых, пост в такой день является макрухом. Относительно этого Аммар ибн Ясир (да будет доволен им Аллах) сказал:
من صام اليوم الذى شكّ فيه فقد عصى أبا القاسم صلى الله عليه وسلم
«Кто постился в сомнительный день, тот воспротивился Абул-Касиму (Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)». (Тирмизи, Абу Дауд, Насаи, Ибн Маджа)
Наряду с этим сам Расулуллах (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал начинать пост за несколько дней до Рамазана.
لا تَقَدّمُوا شَهْرَ رَمَضانَ بصِيَامٍ قَبْلَهُ بِيَوْمٍ أَوْ يَوْمَيْنِ
«Не начинайте пост за день или два до Рамазана». (Тирмизи)
Из сказанного следует, что начинать пост Рамазана заранее нельзя!
Тот, кто имеет привычку поститься в определенные дни недели, несмотря на то, что день его привычного поста совпадает с «яумуш-шакк», все равно может соблюдать свой пост и это не будет макрухом. Таково мнение ученых всех мазхабов и их мнение основывается на продолжении вышесказанного хадиса:
إلاّ رَجُلٌ كَانَ يَصُومُ صِيَاماً أَتَى ذَلِكَ الْيَوْمُ عَلَى صِيَامِهِ
«В этот день может поститься лишь тот, чей привычный пост выпадает на этот день». (Тирмизи)
Основываясь на вышесказанном, ученые мазхаба имама Шафиги придерживались мнения, что в сомнительный день любой пост является макрухом. Имам Ахмад, напротив, придерживался мнения, что пост в сомнительный день является уаджибом. При этом он опирался на хадис, в котором Расулуллах (да благословит его Аллах и приветствует) приказывал одному из своих сподвижников поститься в последние дни шагбана. (Бухари,Муслим)
Когда к имаму Абу Юсуфу пришел человек, чтобы спросить о посте в сомнительный день, имам Абу Юсуф сказал ему, что он не соблюдал пост. И после того, как тот прекратил свой пост, имам Абу Юсуф тихо шепнул ему: «Я соблюдаю пост!»
Из сказанного следует, что в сомнительный день пост могут соблюдать лишь отдельные люди. Так, известный факих имам Мухаммад ибн Саляма, в сомнительный день выходил на улицу с посудой воды. И если люди спрашивали его о посте в сомнительный день, он сам пил воду из посуды, и угощал ею других.
В «Хидая» говорится о семи обстоятельствах, связанных с постом в сомнительные дни, в трех из которых пост можно соблюдать, но будет макрух, в трех из которых можно соблюдать пост и это не будет макрухом, и одно обстоятельство, при котором соблюдать пост нельзя.
Три обстоятельства, когда пост в сомнительный день соблюдать можно, но будет макрух:
- пост с намерением поста Рамазан;
- обязательный (уаджиб) пост. К примеру, назр:
- пост со следующим намерением: «Если завтра начинается Рамазан, то это пост Рамазана. Если же завтра шагбан, то это пост шагбана».
Три обстоятельства, когда пост в сомнительный день соблюдать можно, и это не будет макрухом:
- соблюдение нафиль оразы;
- соблюдение поста месяца шагбан:
- соблюдение просто поста, без какого-либо определения.
Обстоятельство, при котором соблюдать пост нельзя: это пост со следующим намерением: «Если завтра Рамазан, то это пост Рамазана, если же не Рамазан, то я не соблюдаю пост». В этом случае, даже если человек воздерживается от принятия пищи, по причине неправильного намерения, его пост не засчитывается.
Абдуссамад Махат, «Рамазан – вопросы и ответы»