Сегодня мы начинаем уроки по Тафсиру к Священному Корану всеми уважаемого и известного Имам Мухаммада бин Ахмада бин Аби Бакр бин Фарах ал-Ансари ал-Андалуси ал-Куртуби. Имам ас-Суюти называет его как Мухаммад бин Ахмад ал-Куртуби в своей известной книге ат-Табакату ал-Муфасирин лил- Суюти.
Имам Мухаммад бин Ахмад ал-Куртуби является одним из выдающихся ученых по написанию комментарии к аятам Священного Корана. В поисках знаний и изучения науки по Тафиру к Священному Корану Имам Мухаммад бин Ахмад ал-Куртуби потратил очень много времени и побывал во многих странах и городах, где встречался с знающими шейхами и ʻулама (учеными) Ислама.
С ранних лет интересовался различными науками, занимался изучением арабского языка и поэзии, знал наизусть Коран. Обучался исламскому праву (фикх), кораническим наукам, хадисоведению и риторике у известных улемов: Раби ибн Абдуррахмана ибн Ахмада и Ибн Абу Худжи.
После падения Кордовы и других мусульманских городов Испании под натиском христиан, Имам Мухаммад бин Ахмад ал-Куртуби переезжает в Александрию (Египет) и продолжает своё обучение у Абу Мухаммада Абдуль-Ваххаба ибн Раваджа, Ибн аль-Джуммайзи, Абуль-Аббаса Ахмада ибн Умара аль-Куртуби. Затем он переезжает в Каир, а в конце жизни проживает в селении Мунйати Бану Хасиб, расположенном севернее Асьюта. Мусульманские историки описывают Имам Мухаммад бин Ахмад ал-Куртуби как богобоязненного и аскетичного человека.
После краткого описания творческой жизни Имама Мухаммада бин Ахмад ал-Куртуби, можно перейти к его труду, который называется, как – «ал-Джамиʻу -л-Ахкаму-Куран». Именно, эту книгу мы берем как основу для написания коротких статей для освещения мусульман знаниями Ислама, взятых из Священного Корана и Сунны Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Урок первый: Тафсир Имама ал-Куртуби: сура ал-Фатиха
Тафсир слов: «Аʻузу биллахи минаш шайтонир раджим»
Имам Мухаммада бин Ахмад ал-Куртуби по этому вопросу дает очень много значении и уроков, вот некоторые из них. Мухаммада бин Ахмад ал-Куртуби говорит, что Всевышний Аллах приказывает нам читает эту молитву всегда, когда мы начинаем, читает аяты Священного Корана и приводит далел (доказательство из положения Ислама): «А если вы начинаете читать Священный Коран, обязательно сначала произносите эту молитву» это аят из суры (Ан-Нахл, аят 98).
Имам Мухаммада бин Ахмад ал-Куртуби в своей книге приводит слова Имама Абу-Ханифа и Имам аш-Шаʻфи: «Нужно произнасить эти слова в начале каждого намаза», но Имам Малик сказал: «что эту молитву в намазах не обезательно читать или произнасить. Его можно произнасить толька во время Рамазана, и то, только в дополнительних намазах, например в намазе киям (ночной дополнительный намаз)».
По мнениею многих ученых Ислама эти слова, «Аʻузу биллахи минаш шайтонир раджим» не явлеются аятами Священного Корана. Как-то во время сподвижников, Абдулла бин Масуд признесь слова: «Аʻузу биллахи ассамиʻу-ил ʻалими минашшайтонир раджим», на что обратил внемания Мухаммад (до благославить его Аллах и приветстувет) и сказал: «О ʻАбдулла ибн Масуд произнаси эти слова правилно так, как этому научил меня сам ангел Джабраиль: «Аʻузу биллахи минаш шайтонир раджим».
Мы должны знать братья мусульмани, что молитву «Аʻузу биллахи минаш шайтонир раджим» должны знать найзусть и произносить его постоянно, когда просим защиты у Всевышнего Аллаха от всех зол Шайтана и ему подобных джинов.
Имам Мухаммада бин Ахмад ал-Куртуби в своей книге приводит от Абу Дауда и Ибн Мажа хадис от Джабира бин Матғам, что он видел нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) во время совершения намаза, и тогда Ибн Омар сказал, что они не знали какой это намаз, где Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) произнесь слова: «Аллаху акбар, Аллаху акбар Аллаху акбар кабиран Алллаху акбару кабиран ал-хамдулилахи касиран -три раза- уа субханаллахи букратан уа асылан -три раза - «Аʻузу биллахи минаш шайтонир раджим». Из этого хадиса видно, что эту молитву надо читать часто и обязательно знать его перевод, что означает; «Брибегаю я к защите к Всвышнему Аллаху от проклятого (или побеваемого камнями) Шайтона (и его наущении)».
Так же приводится от Сулимана бин Салим и далее от Ибн Касима следующее, что наш Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) часто говорил: «Нужно произность часто эту молитву: «Аʻузу биллахи минаш шайтонир раджим».
Вмести с этим ученый, имам Ибн Атыйя говроил, что нельзя в молитву добовлять другие слова, например атрибуты или качества Всевышнего Аллаха или качества Шайтона такие как: «Аʻузу биллахи Маджид» или «Аʻузу биллахи минаш шайтонир марид» и тому подобное.
Ученые Ханафиты Центральной Азии, такие, как например Абу Лайс ас-Самарканди опираясь на мнение авторитетных шейхов муфассирун (толкователи Священного Корана) говорили, что произношение этой молитвы при чтении Священного Корана является фарзом (обязательным). А если мусульманин забыл произнести эту молитву в начале чтения Священного Корана, тогда пусть это сделать, когда вспомнить, что не читал эту молитву: «Аʻузу биллахи минаш шайтонир раджим». Этого мнения так же придерживаются ученые, муфассирун (толкователи Священного Корана) Хаджаза и Ирака, Шама и Египета.
Имам Мухаммада бин Ахмад ал-Куртуби в своей книге приводит от Абу Саʻид ал-Худри, что наш Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) во время совершения намаза обязательно читал эту молитву: «Аʻузу биллахи минаш шайтонир раджим». перед чтением суры Фатиха.
Все ученые мусульманского мира единодушно согласны, что тот, кто часто говорит слова и молитвы: «Аʻузу биллахи минаш шайтонир раджим» будет защищён Всевышнем Аллахом, от его наущений и зла. И об этом известно лучше Всевышнему Аллаху.
Кайрбеков Нурлан,
доктор PhD; исламовед, религиовед,
наиб имам мечети «Нур-Астана»