В Коране говорится: «Вам разрешена рыбалка и еда, добытая при этом, как лакомство и провизия (добытая) в пути». (Сура «аль-Маида», аят 96.)
Пророк Мухаммад (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Морская вода чистая и пригодна для очищения, а мертвечину в ней разрешается употреблять в пищу»[1]. Ученые Ханафитского мазхаба обьясняют что «морские животные» о котором речь идет в Коране и сунне, есть рыбы. То есть все разновидности рыб, живых и мертвых, находящиеся в воде можно употреблять, кроме тех которые вымерли и вышли на поверхность воды. Нерыбные виды, такие как ракообразные, крабы, мидии, лягушки, креветки, кальмары не могут быть использованы в пище.[2]
Хотя лингвисты относят креветку к рыбным разновидностям.[3] Основываясь на это некоторые Ханафитские ученые разрешают употреблять креветки в еде.
В книге Имам Рамли «Ниһаяту аль-Мухтаж» говорится: «В Шафиитском мазхабе по этому вопросу есть несколько точек зрения ученых: 1) Морские животные, живущие только в воде, которые не могут жить на суше. Их разрешается употреблять. 2) Те, которые могут находится и в воде, и на суше. Среди них разрешается есть мясо тех животных, если его мясо подобно тому что мы едим, а если мясо не подобно тому что мы едим, то оно не разрешается. Согласно Шафиитскому мазхабу лягушку, черепаху, крабов и водяную змею запрешается есть»[4].
Известный ученый Ханбалитского мазхаба ибн Кудама в своей книге «аль-Мугни» пишет: «Водные животные, которые могут жить на суше, такие как водоплавающие птицы, черепахи и морские собаки, нельзя есть без закалывания. А бескровных насекомых, таких как раки, можно есть без закалывания».[5]
Заключение:
- Из морских животных разрешается употреблять рыб и рыбных разновидностей.
- Креветку разрешается употреблять. Но рак и краб не разрешается употреблять в Ханафитском мазхабе, так как они не относятся к рыбным разновидностям. Но в других мазхабах они разрешаются.
Отдел шариата и фетв ДУМК
[1] Термизи, Әбу Дәуіт, Ахмад.
[2] Бәдәиғу әс-санаиғ, 6/173. Хашияту ибну Абидин, 5/194.
[3] http://www.dar-alifta.org/ar/ViewFatwa.aspx?ID=14033&LangID=1
[4] Ниһаяту әл-мухтаж, 8/113, 150-152.
[5] Әл-Муғни, 9/337.