Основы Ислама
Сообщается, что Абу Абду Рахман Абдуллах бин Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал:
«Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
بني الإسلام على خمس : شهادة أن لا إله إلاالله وأن محمدا رسول الله ، وإقام الصلاة وإيتاء الزكاة ، وحج البيت ، وصوم رمضان
Ислам основывается на пяти (столпах):
– свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха,
– совершении молитвы,
– выплате закята,
– совершении хаджа,
– соблюдении поста в (месяце) Рамадан"» (хадис передали имамы аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ахмад).
Важность этого хадиса
Хадис «Столпы Ислама» является величайшим хадисом, он (является) одной из основ Ислама и объединяет в себе его установления, так как в нём заключается знание этой религии и то, на что она опирается, – её столпы. Об этих же столпах говорится и в благородном Коране.
Понимание этого хадиса и того, к чему он направляет
1. Здание Ислама
Посланник Аллаха ﷺ уподобляет Ислам, который он принёс с собой и который выводит человека из сферы неверия, благодаря чему он получит право быть введённым в Рай и удалённым от огня, крепкому зданию, стоящему на прочных основах, и указывает, что этими основами являются:
А) Свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха.
Смысл этих слов: признание (факта) существования Всевышнего Аллаха и Его единственности, а также вера в пророческую миссию и послание Мухаммада ﷺ. По отношению к остальным столпам религии этот столп играет роль основы.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Мне велено сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха» (передали имамы аль-Бухари и Муслим).
Пророк ﷺ также сказал: «Тот, кто искренне засвидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и Его посланник, войдёт в Рай» (достоверный хадис, передал имам аль-Баззар).
Б) Совершение молитвы (намаза).
Имеется в виду регулярное и своевременное совершение молитвы, (что подразумевает) соблюдение всех обязательных её условий и правил приличия во время молитвы, а также выполнение всех её желательных действий. Это необходимо соблюдать, чтобы она принесла свои плоды в душе мусульманина, (что приведёт его) к отказу от всего мерзкого и отвергаемого, ибо Всевышний Аллах сказал (смысл): «...и совершай молитву: поистине, молитва оберегает от мерзких поступков и предосудительного» (сура «аль-'Анкябут», аят 48).
Молитва является признаком мусульманина и символом верующего, ведь Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Молитва отделяет человека от неверия и многобожия» (передали имам Муслим и другие).
Ещё Пророк ﷺ сказал: «Намаз – опора религии» (передал Абу Нуайм).
В) Выплата закята.
Это выделение определённой части имущества человека, достояние которого соответствует нормам определённого имущественного ценза и который обязан выплачивать закят в пользу бедных и имеющих право (на получение материальной помощи).
Характеризуя верующих, Всевышний Аллах сказал (смысл): «...И которые выплачивают закят...» (сура «аль-Муминун», аят 4).
Кроме того, Всевышний Аллах сказал (смысл): «...и в достоянии которых (выделена) известная доля для просящего и лишённого» (сура «аль-Ма'аридж», аят 24).
Выплата закята является одним из видов поклонения, требующим определённых материальных затрат, который поддерживает социальную справедливость, борется с бедностью и нуждой и поддерживает любовь (братские узы между верующими), благожелательное отношение и взаимное уважение среди мусульман.
Г) Хадж.
Имеется в виду посещение Запретной Мечети в месяцы совершения хаджа, в месяцы шавваль, зу-ль-каида и десять первых дней месяца зу-ль-хиджа, объяснение чего было дано Посланником Аллаха ﷺ.
Этот вид поклонения требует материальных затрат наряду с физическими усилиями и приносит большую пользу как отдельному человеку, так и обществу в целом. Кроме того, хадж является огромным мусульманским съездом и прекрасной возможностью для встречи друг с другом для мусульман из разных стран.
ВсевышнийАллах сказал (смысл): «И объяви об (обязательности) хаджалюдям: они станут являться к тебе пешком и на исхудавших верблюдах, которые будут прибывать (передвигаясь) по далёким дорогам, чтобы могли участвовать в том, что пойдёт им на пользу, и поминать имя Аллаха в установленные дни над тем (приносимым в жертву) скотом, что Он даровал им. Ешьте же (мясо этого скота) и кормите обездоленного бедняка» (сура «Хадж», аяты 27–28).
Вот почему за хадж обещана великая награда, а Пророк ﷺ сказал: «Не будет иного воздаяния за принятый хадж, кроме Рая» (имам Ахмад, №14489).
Хадж был вменён в обязанность в шестом году хиджры после ниспослания слов Всевышнего Аллаха (смысл): «И обязанностью людей по отношению к Аллаху является совершение хаджа, (если они будут в состоянии) сделать это» (сура «Алю Имран», аят 97).
Д) Соблюдение поста в месяце Рамадан.
был вменён в обязанность мусульманам во втором году хиджры после ниспослания слов Всевышнего Аллаха (смысл): «Месяц Рамадан (является месяцем), в который был ниспослан Коран как руководство для людей, и разъяснения к (этому) руководству и различение. И те из вас, кого этот месяц застанет (не в пути), пусть постятся...» (сура «аль-Бакара», аят 185).
Этот вид поклонения очищает душу, возвышает дух и способствует поддержанию здоровья тела, и для того, кто занимается им, выполняя велениеАллаха и стремясь снискать Его благоволение, соблюдение поста становится средством искупления грехов и тем, что позволит ему войти в Рай, ведь Пророк ﷺ сказал: «Тому, кто во время Рамадана будет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» (имам аль-Бухари).
2. Взаимосвязанность столпов Ислама
Человек, соблюдающий всё то, что именуется столпами Ислама, является мусульманином и обладает верой в полной мере. А тот, кто не соблюдал ничего из этого, является, безусловно, неверным. Отрицающий хотя бы один из этих столпов, по единодушному мнению религиозных авторитетов, не является мусульманином. Признающий все эти столпы, но не соблюдающий хотя бы одного из них из-за своего нерадения, за исключением свидетельства, является нечестивцем. Что же касается выполняющего все необходимые действия, но признающего их только на словах, то он является лицемером.
3. Цель поклонения
Целью (различных видов) поклонения в Исламе не являются внешние действия, а их смысл – в сочетании исполнения вышеупомянутых действий. Так, например, бесполезной будет молитва, которая не удерживает человека от (совершения) мерзкого и порицаемого, как не принесёт пользы пост, если соблюдающий его станет лгать и поступать по лжи, так же как не будут приняты ни хадж, ни закят, если совершаются они напоказ и только из желания приобрести добрую славу.
Однако если вышеупомянутые виды поклонения не приносят своих плодов, это не значит, что от них следует отказаться. Здесь имеется в виду только побуждение человека к искренности и достижению того, что является целью поклонения.
4. Ответвления веры
Всё то, о чём говорится в этом хадисе, не является тем, на чём ограничивается Ислам, тут (в данном хадисе) ограничились на этом (вышеприведённом в хадисе) ввиду важности этих вещей. Существует и многое иное. Пророк ﷺ сказал: «Вера (включает в себя) более семидесяти ответвлений» (передали имамы аль-Бухари и Муслим).
5. Убеждения и действия
Этот хадис указывает на то, чтоИслам представляет собой сочетание убеждения и действия, поэтому дела без веры окажутся бесполезными, и точно так же невозможно существование веры, не подкреплённой делами.
Перевёл и подготовил: Муса Багилов