30
Вт,
апр

һижри

Что означает «таматту’ хадж» и «киран хадж»?

Вопрос–Ответ

Вопрос: Ассаламуалайкум уважаемые имамы. Что означает “таматтуг’ хадж” и “киран хадж”? Не могли бы вы мне подробно объяснить?  Айдын.

Ответ: Уа алайкум ассалам уа рахматуллахи уа баракатух. Существует три вида обрядов, связанных с выполнением священной обязанности — хаджа:

1. ат-Таматту’; 

2. аль-Киран. 

3. аль-Ифрад.

Хадж ат-Таматту

Taматту` означает облегчение и удобство. Этот вид хаджа подразумевает совершение в течение обозначенных месяцев сначала обрядов ‘умры (малого паломничества), а затем хаджа (основного). Паломник входит в состояние ихрама с намерением совершить только ‘умру и произносит: «Аллахумма, инни-уридуль ‘умрата, фаяссирха ли уа такаббалха минни» (О Аллах, я вознамерился совершить малое паломничество, облегчи же его и прими)

После завершения всех действий, связанных с ‘умрой, паломник, сбрив или слегка укоротив волосы на голове, выходит из состояния ихрама. Затем он дожидается восьмого дня месяца Зуль-хиджа, когда вновь вступает в состояние ихрама, но уже в самой Мекке, и для совершения хаджа произносит вслух следующие слова: «Аллахумма, инни-уридуль хаджа, фаяссирху ли уа такаббалху минни» (О Аллах, я вознамерился совершить хадж, облегчи же его и прими)

Паломнику, совершающему хадж ат-Таматту‘, надлежит принести в жертву животное, являющееся, по мнению ученых-ханафитов, благодарственным. Тот, кто не в состоянии совершить жертвоприношение, соблюдает пост в течение трех дней во время хаджа и семи дней по его окончании.

Хадж аль-Киран

Киран означает объединение. В данном виде хаджа паломник соединяет вхождение в состояние ихрама, связанного с хаджем (основным), с вхождением в состояние ихрама, связанного с ‘умрой, и имеет намерение совершить хадж и ‘умру вместе. Верующий после вхождения в состояние ихрама произносит следующие слова: «Аллахумма, инни уридуль-‘умрата уаль-хаджа, фаяссирхума ли уа такаббалхума минни» (О Аллах, я вознамерился совершить ‘умру и хадж, облегчи же их и прими).

Выполнив обряды ‘умры, паломник продолжает находиться в состоянии ихрама до принесения им в жертву животного на десятый день Зуль-хиджа. Совершающим хадж аль-Киран, как и при ат-Таматту‘, необходимо принести в жертву животное. Мясо данного животного, по мнению ученых ханафитов, допускается употреблять в пищу тем, кто принес его в жертву, а по мнению шафиитов — нет. Тот, кто не в состоянии принести в жертву животное, соблюдает пост в течение трех дней во время хаджа и семи дней по его окончании.

Хадж аль-Ифрад

Ифрад означает отделение. Данный вид хаджа подразумевает выполнение только обрядов хаджа — основного паломничества. Паломник, входя в состояние ихрама, должен иметь соответствующее намерение. И после облачения в ихрам произносит следующие слова: «Аллахумма, инни уридуль-хаджа, фаяссирху ли уа такаббалху мини» (О Аллах, я вознамерился совершить хадж, облегчи же его для меня и прими). В данном случае принесение в жертву животных не является обязательным для паломника.

Наконец, позвольте напомнить, что для Аллаха важен не столько вид хаджа, который собирается исполнить человек, сколько дух и намерение, с которыми он пребывает при выполнении обрядов хаджа.

 

Духовно - просветительский портал«ummet.kz»

Поделиться: