Ислам выделяет несколько видов богослужения, среди которых есть явные и скрытые. Скрытое богослужение – это поклонение сердца, например, любовь к Аллаху, искренность, покаяние, упование, страх и надежда на Его Милость. Явное богослужение бывает двух видов: телом и имуществом.
Так вот хадж – это универсальное богослужение, ибо он совершается как имуществом, так и телом, а кроме того, у него есть и скрытые стороны, к примеру, чистота намерения.
Хадж отличается от других столпов Ислама тем, что он совершается только в определенном месте Земли – в Мекке, тогда как исполнять такие столпы Ислама, как намаз, пост, закят, можно в любом уголке Земного шара.
Всевышний Аллах установил правила и законы для Своих рабов таким образом, что человек, совершающий их, получает пользу как в этой, так и в будущей жизни. Священный Коран, рассказывая о хадже, упоминает о пользе и мудрости, заключенных в этом столпе Ислама.
Мудрости хаджа
1. Объединение мусульман. Ислам придает особое значение теплоте отношений и дружбе между мусульманами. Всевышний Аллах создал столпы Ислама способствующими сплочению и единению мусульман. Например, жители одного квартала имеют возможность встречаться пять раз в день в близлежащей мечети, совершая там коллективный намаз. Кроме того, жители всего населенного пункта имеют возможность раз в неделю встречаться в мечети на пятничной молитве. А все мусульмане планеты имеют возможность раз в год встречаться на хадже, поэтому хадж является самой большой регулярной конференцией мусульман мира.
2. Оживление настоящего мусульманского братства. Все мусульмане, независимо от расы, национальности, совершают одни и те же обряды и ритуалы, просят у Господа – Единого для всех, смотрят в одну и ту же сторону, т.е. в сторону Киблы.
3. Притяжение всех мусульман, как бы далеко они не находились, к центру исламского мира – Благословенной Мекке, из которой по всему миру распространился свет Единобожия.
4. Проявление равенства между мусульманами. При соблюдении обрядов хаджа исключаются какие-либо привилегии; господин и слуга, министр и рабочий – все находятся на одном уровне. Воистину, это то место, которое напоминает о начале рождения человека, когда у него нет преимущества перед кем-либо. Также хадж – это напоминание о Судном дне, когда все станут перед Господом без одежды, в страхе перед допросом, где не поможет ни благородство рода, ни имущество, ни положение в обществе.
5. Хадж – это напоминание мусульманам об их благочестивых предках, пророках и посланниках, чтобы верующие смогли проникнуться глубоким вдохновением и чтобы вера укрепилась в их сердцах.
Каждое место, где выполняется обряд хаджа, связано с каким-либо историческим событием. К примеру, прежде всего, вспомним первого человека на земле Адама (мир ему), который впервые босиком, с непокрытой головой, прикрытый одной только накидкой, совершал семикратное обхождение Каабы. Перед Каабой паломник представляет образ посланников Аллаха Ибрахима и Исмаила (мир им), которые заново строили Каабу после всемирного потопа. Также верующие представляют нашего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), который целовал священный камень «Аль-Хаджар аль-асуад». Холмы Сафа и Маруа напоминают паломнику о Хаджар, которая искала воду для своего сына Исмаила (мир ему), а Мина, где кидают камешки, напоминает пророка Ибрахима (мир ему), который в этом месте отогнал от себя сатану, кидая в него камни.
День Арафа – день стояния на горе Арафа напоминает о первой встрече наших прародителей Адама и Хауа на этой горе, и потому в некоторых источниках ее называют горой встреч и ожидания. На ‘Арафе верующий представляет образ Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который, совершая прощальный хадж, завещал верующим: «О люди, ваш Господь Один, и все вы - потомство Адама, Адам создан из земли, и нет преимущества у араба перед не арабом, кроме как в богобоязненности. И после меня не превращайтесь в неверных, которые враждуют друг с другом».
6. Хадж – это воспитание паломника, когда он, находясь в пути и сталкиваясь с разными трудностями и неудобствами, должен проявить терпение (сабру). На хадже в одном месте встречается большое количество мусульман, и здесь необходимо проявлять выносливость, скромность, тактичность, уступчивость. Хадж также воспитывает в человеке щедрость, когда он закалывает жертвенное животное в день Курбан-байрама или когда раздает милостыню неимущим.
Пусть тот, кто желает начать жизнь с чистого листа, приступает к паломничеству с искренним намерением, а признаком принятия Всевышним хаджа является изменение характера человека в лучшую сторону после его совершения.
Духовно - просветительский портал«ummet.kz»