30
Пн,
дек

һижри

Мухаммад (с.а.у.) – великий реформатор

Статьи
Объявление

Более 1400 лет назад, 12 раби аль-аууаля 571 года, во влиятельном семействе  Бану-Хашим, принадлежавшем к племени Курайш, родился ребенок. Его мать Амина происходила из другого уважаемого клана племени Курайш, Бану Зухра. О предстоящем рождении будущего великого реформатора Ахмада, «достославного, восхваляемого» на небесах, ей возвестил ангел Господень, явившийся к ней во сне. Родившегося ребенка она назвала Мухаммадом (что значит «восхваляемый»).

Известно, что родословная Мухаммада (мир ему и благословение) восходит к пророку Ибрахиму (мир ему). Отец Мухаммада, Абдуллах умер за несколько месяцев до его рождения, а когда мальчику исполнилось пять лет, умерла и его мать. Фактически, его вырастил дед Абд аль-Мутталиб.

Во времена безбожия Всемогущий Аллах многократно избирал среди людей пророков, чтобы они вели народы к добродетели и почитанию Единого Бога. Не были исключением и арабы, поэтому Мухаммад (мир ему и благословение), благодаря своим выдающимся личным качествам был избран Творцом Вселенной Своим последним Посланником. На тот момент, когда он был призван к пророчеству и распространению религии мира, то есть ислама, Мухаммаду исполнилось 40 лет.

За короткий промежуток времени Мухаммаду (мир ему и благословение) удалось перевернуть жизнь людей не только с помощью Корана и заповедей ислама, но и благодаря своей исключительности как личности.

Сегодня, под воздействием западных СМИ многие думают, что этот человек нес свое слово силой, в подтверждение приводятся бесчеловечные действия движений, якобы руководствующихся учением Пророка (мир ему и благословение). Вне всяких сомнений, эти обвинения не имеют под собой никакой почвы.

Давайте обратимся к жизни Мухаммада (мир ему и благословение) и вспомним, кем же на самом деле он был и что проповедовал.

Правдивый и надежный

С самого детства Мухаммад (мир ему и благословение) пользовался уважением соплеменников за свою безупречную репутацию и честность в делах. Эти его качества подтверждали даже злейшие враги. Других он тоже призывал говорить правду, считая это залогом успешной борьбы с аморальностью.

Однажды один человек пожаловался ему на множество вредных привычек и попросил помощи. Одной из таких привычек была ложь, поэтому Пророк (мир ему и благословение) рекомендовал ему для начала всегда говорить правду. Человек пообещал и ушел. Вскоре после этого он собрался совершить кражу, но вспомнил, что теперь ему придется в ней признаться. Поэтому он решил не красть. В другой раз он захотел выпить вина, что было предосудительным, но не сделал этого, не желая скрывать правду в ответ на возможные вопросы. Так он постепенно избавился от злейших пороков, и это стало возможным благодаря дальновидному совету Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Честности Пророка доверяли не только мусульмане, но и немусульмане: они спокойно поручали ему свое имущество. Этим объясняется то, что на момент переселения из Мекки в Медину у него были кое-какие пожитки. Поэтому он велел Али (мир ему) вернуть все вещи их хозяевам после его отъезда. За эти качества его называли Ас-Сидик (правдивый) и Аль-Амин (достойный доверия).

Объединение племен во время отстройки Каабы

Поскольку Кааба всегда почиталась у арабов как святыня, когда она пострадала от наводнений, арабские племена начали бороться за право ее восстановления. Когда после строительства пришло время водворить на место Хаджр аль-Асвад, «черный камень» – реликвию времен Адама и Евы – старейшины решили поручить уладить спор о том, кому достанется эта честь, первому, кто назавтра войдет в Каабу. Этим человеком оказался Мухаммад (мир ему и благословение). Он предложил, чтобы камень несли главы сразу всех племен, взявшись за края полотна, на которое положат «черный камень». Когда это было сделано, Мухаммад (мир ему и благословение) собственноручно водрузил камень на место.

Этот случай наглядно показывает его умение мудро разрешать конфликты так, чтобы никого не обидеть. Кроме того, мы видим, что будущий Пророк был склонен стремиться ко всеобщему благу и гармонии еще до того, как ему было ниспослана весть об исламе.

Забота о чувствах людей

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) на собственном примере учил сподвижников самоотверженности и уважению к людям. Обычно после сбора урожая ему подносили в дар какие-нибудь плоды, и один бедняк тоже принес ему единственный плод со своего маленького участка. Мухаммад(мир ему и благословение) принял его, попробовал и начал есть. Тогда один из сподвижников напомнил, что они тоже имеют право на этот плод, так как он всегда делился с ними подарками. В ответ на это Пророк, дождавшись, когда тот человек ушел, с улыбкой объяснил: «Этот плод еще зеленый и кислый. Если бы его попробовал кто-то из вас, он показал бы, что ему невкусно, и тем обидел бы этого человека». На примере этого эпизода мы видим, насколько Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не был равнодушен к людям и как заботился о том, чтобы не ранить их чувства.

Внимание к правам тружеников

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) также подчеркивал необходимость справедливого отношения к слугам, и это в то время, когда зажиточные люди бывали весьма жестоки с теми, кто находился у них в услужении. Пророк, напротив, собственноручно привязывал своего верблюда, чтобы никого не беспокоить.

«Аллах дал вам ваших братьев в подчинение. И тот, у кого в подчинении есть брат, пусть поделится с ним едой и одеждой, и не поручает ему труд непосильный. Если же поручит – пусть поможет ему» (Бухари)

Таким образом, это урок каждому, чтобы никто из нас не ущемлял других людей, особенно тех, кто от нас зависит. К сожалению, в наши дни нередко приходится наблюдать прямо противоположное этому хадису: состоятельные люди, не стесняясь, показывают свое пренебрежение к обслуживающему персоналу. Это противоречит Сунне Пророка (мир ему и благословение), которая призывает видеть в помощниках по хозяйству, прежде всего, людей, обладающих своими правами. 

Защита животных

Мухаммад (мир ему и благословение) защищал права не только людей, но и животных. Так, когда кто-то залез в птичье гнездо и забрал птенцов, Пророк велел ему вернуть их на место, так как мать, должно быть, уже в тревоге ищет их. Кроме того, он велел проявлять сострадание к животным, предназначенным в пищу.

«Не режьте одно животное на глазах у другого и не режьте его дважды» (Муслим)

Это значит, что Мухаммад (мир ему и благословение) сам относился к животным гуманно и призывал к этому других. До него никто не уделял такого большого внимания заботе о людях и животных и не был в этом так последователен.

Уважение женщин

В доисламскую эпоху у арабов было принято несправедливое отношение к женщинам. Они даже могли похоронить живьем родившуюся девочку, считая ее бесполезным созданием. За женщинами не признавали доли в семейном имуществе и относились к ним не намного лучше, чем к рабыням.

Наперекор этим варварским обычаям Пророк (мир ему и благословение), в соответствии с заповедями Аллаха, наделил женщин имущественными правами и запретил мужьям самовольно распоряжаться имуществом жен. Более того, он вменил мужчинам в обязанность заботиться о жене и детях и относиться к ним как к равноправным членам семьи. В случае, если муж требует у женщины развода, она имеет право на махр. Женщина также может получить развод, если недовольна семейной жизнью. До того женщина никогда не пользовалась такими привилегиями, мужчины имели столько жен, сколько хотели, и обращались с ними, как с собственностью. Но с приходом последнего Пророка (мир ему и благословение) женщины получили защиту, так как мужчинам было разрешено иметь не более четырех жен и при условии равноценного к ним отношения.

Что касается хиджаба, то в доисламские времена женщины носили одежду, не скрывающую их красоту и привлекательность, поэтому они выглядели в глазах мужчин как сексуальный объект. Но Мухаммад (мир ему и благословение), по приказу Аллаха, велел женщинам одеваться так, чтобы беречься от домогательств мужчин и чтобы по хиджабу каждый мог узнать в женщине мусульманку.

Из всего этого ясно, что последний Пророк (мир ему и благословение) только улучшил положение женщин, ничего им не навязывал, а его нововведения служили только их пользе.

Справедливость во время войны

Единственной целью пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение) было распространение послания Всемогущего Аллаха. Поэтому Пророк, когда только было возможно, старался не нарушать мира. Например, когда ангел Джибриль предложил ему пойти войной на Таиф, где Пророка (мир ему и благословение) оскорбили и ранили, он не стал этого делать. Более того, он призвал на его жителей милосердие и руководство Господне.

В Мекке первые мусульмане подвергались жестоким гонениям, противники Посланника Аллаха даже хотели его убить, поэтому он принял решение переселиться в Медину. Но после этого неверные еще больше ожесточились против оставшихся в Мекке верующих. Поэтому мусульманам было приказано воевать с ними и добиться мира в обществе.

В связи с этим Пророк (мир ему и благословение) ввел определенные правила ведения войны, которые предписывали:

Обращаться за помощью к Одному только Аллаху

Стараться сначала разрешать конфликты путем переговоров

Если сражение неминуемо, не пользоваться нечестными средствами

Не уродовать тела погибших

Не причинять вреда женщинам, детям, старикам и больным

Не трогать монахов, аскетов и духовных лиц

Не разорять и не использовать в своих целях посадки на земле противника

Отпускать пленных, попросивших защиты, на волю после уплаты выкупа

Позволять тем, кто оказался в осаде, заключать мир.

Благодаря такой справедливости мусульманские войска проявили милосердие после решающей победы над жителями Мекки. Это убеждает нас в беспочвенности бытующего нынче представления о мусульманах как о кровожадных убийцах. Те, кто убивает невинных и воюет, нарушая все принципы гуманности, не настоящие последователи ислама, так как своими действиями они попирают все законы Аллаха.

Выдающиеся качества такой незаурядной личности, как наш Пророк (мир ему и благословение), оценили даже авторитетные мыслители и ученые других культур и вероисповеданий. Например, великий духовный лидер индийского народа Махатма Ганди, считал непревзойденные личные качества Мухаммада (мир ему и благословение) средством распространения ислама более действенным, чем меч.

Можно сказать, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение) коренным образом преобразовал жизнь миллионов людей как на религиозно-нравственном, так и на социальном уровнях, и не случайно признан величайшим реформатором из всех людей, когда-либо живших на земле.

 

Духовно – просветительский портал «ummet.kz»

Поделиться: