28
Чт,
нояб

һижри

История возникновения мусульманского календаря

Статьи
Объявление

Время быстротечно. Пролетают дни, месяцы, годы. Подошел к концу очередной год по хиджре (лунному календарю).

А какова же история создания мусульманского календаря?

В доисламские времена и в первые годы после провозглашения ислама арабы жили по лунному календарю с исконно арабскими названиями месяцев.

 

1. Мухаррам ‒ (араб. محـرّم‎‎) ‒ первый месяц лунного календаря. В арабском языке слово «мухаррам» означает так же «запретный», «запрещtнный». В этот месяц года не разрешалось вести военные действия и походы.

2. Сафар ‒ (صفـر) ‒ «желтый». По одной из версий, это название осеннего месяца, когда растения желтеют и увядают.

3. Раби́’у ль-авваль ‒ (ربـيع الأول) ‒ третий месяц лунного календаря. Хотя в современном арабском «раби» означает весну, в древности так называлась осень. Этот месяц также был осенним.

4. Раби́’у с-сани ‒ (ربـيع الآخر или ربـيع الـثاني) ‒ «второй Раби»

5. Джумада аль-уля ‒ (جمادى الأولى) ‒ пятый месяц лунного календаря. Слово «джумада» происходит в арабском языке от того же корня, что и глагол «застывать, замерзать». Это был зимний месяц.

6. Джума́да аль-ахира ‒ (جمادى الآخرة), или Джума́да ас-са́ни (جمادى الـثاني) ‒ Слово «ахира» означает «последний».

7. Раджаб ‒ (رجب) ‒ седьмой месяц лунного календаря. Слово «раджаб» в арабском языке имеет тот же корень, что и глагол «бояться». Раджаб ‒ месяц воздержания от походов и военных действий.

8. Ша’ба́н ‒ (شعـبان) ‒ от глагола «разделяться». В этот месяц племена отправлялись в походы.

9. Рамада́н (тюрк. рамазан) ‒ (رمضان) ‒ от глагола «быть раскаленным». В этот месяц солнце раскаляло землю и выжигало растительность.

10. Шавва́ль ‒ (شوّال) ‒ от глагола «сниматься с места». Шавваль ‒ месяц кочевий.

11. Зуль-ка’ада ‒ (ذو الـقـعـدة) ‒ от глагола «сидеть, находится на месте». Зуль-Ка’ада ‒ месяц стоянок.

12. Зуль-хиджа ‒ (ذو الحجة) ‒ от глагола «совершать паломничество».

Продолжительность года они корректировали в соответствии с солнечным летоисчислением. В интересах совпадения ежегодных сезонов и выполнения религиозных ритуалов в одно и то же время года. В бытовавшем в то время арабском календаре месяцы сохранялись на своих местах в течение солнечного года, благодаря тому, что по мере накопления «лишних дней» к лунному году добавлялся 13-й месяц «наси’а».

С древнейших времен арабы считали запретными для убийства, ведения войн, а также охоты вокруг Каабы месяцы Зуль-Ка’ада, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб. Причиной этого запрета было стремление к обеспечению безопасности паломников, которые прибывали к Каабе. Благодаря этому запрету оживлялась торговля, и торговцы получали большие прибыли. Однако если ведение войны оказывалось неизбежным, то арабы-язычники меняли расположение месяцев, отодвигая «запретный» месяц назад или вперед.

Вместе с хиджрой пророка Мухаммада  (да благословит его Аллах и приветствует) и мусульман в Медину открылась новая страница в мировой истории. Ислам, который изменил направление в истории мира, нашел себе убежище, пристань. Медина превратилась в центр, способный влиять на положение мировой истории. Хиджра, наряду с тем, что дала название началу исламского летоисчисления, еще и являлась тем, что основные события, связанные с мусульманским календарем в основном появились после хиджры.

 

Мусульманский год состоит из двенадцати лунных месяцев, о чем сказано в Священном Коране:

 

Поистине, число месяцев у Господа ‒ двенадцать, в Его Книге (Законе) [в этом мироздании Он сделал их именно двенадцать]. И это с того дня, как сотворил Он небеса и землю. Из них  четыре запретных, священных…*

Священный Коран, 9:36

 

Четыре запретных месяца – это: Зуль Ка’ада, Зуль Хиджа, Мухаррам и Раджаб.

 

Наси’а [перенос запретности, священности с одного месяца на другой, что порой делалось язычниками в угоду складывающимся обстоятельствам] ‒ это еще большее безбожие, удаляющее их от верного пути. В один год у них священными (запретными) являются одни месяцы, а в следующем году ‒ уже другие [в один год они производят этот перенос, смещение, а на другой ‒ уже нет], стараясь сделать так, чтобы по количеству это соответствовало тому, что установлено Богом. Запрещенное Творцом они превращают в разрешенное [находя тому свои оправдания]. Приукрасилась им грешность их деяний [они даже не понимают, не осознают, что совершаемое ими является очевидным грехом. Удивительно, смогли же они переубедить себя и трансформировать мышление так, как им больше подходит, как им более выгодно]!

Всевышний не дает возможности исправиться (морально) тем, кто безбожен. [Они не получают Господних благословений сверх заслуженного жизненными обстоятельствами и собственными усилиями].*

Священный Коран, 9:37

 

Во время своего паломничества пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) произнес речь, состоящую из мудрых наставлений и названную впоследствии «Прощальной Проповедью», очень интересны его слова, касающиеся нашей темы:

 

«О люди, поистине, перенесение священного месяца на срок иной ‒ укрепление неверия. Этим вводятся в заблуждение те, кто не веруют. Они считают дозволенным этот месяц в один год, в другом же делают его запретным, чтоб привести в согласие с тем сроком, который повелел Творец считать запретным. Тем самым они разрешают запрещенное Богом и запрещают разрешенное Им.

Поистине, время, непрестанно движущееся по кругу, достигло момента, в котором оно было в день сотворения Богом небес и земли. В году ‒ двенадцать месяцев, из них четыре священных: Зуль-Ка’ада, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб.»

 

Как было ранее сказано, несмотря на то, что во время пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) были предприняты важные решения относительно календаря, проблема календаря не была завершена в определенной форме. Это состояние продолжалось вплоть до периода правления досточтимого ‘Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах).

За время правления халифа ‘Умара в короткое время расширились границы Исламского государства (халифата); мусульмане стали чаще вступать в религиозные, политические отношения и в связи с различными цивилизациями; другие нации широкими массами стали вступать в рядыИслама; началось увеличение официальных межгосударственных и цивилизованных отношений; военные отношения приняли широкий характер; доходы государства заметно возросли. Параллельно этим событиям, во время халифата ‘Умара (да будет доволен им Аллах) стали основываться государственные организации, были созданы советы (диваны), появилась необходимость датировать документы.

‘Умар (да будет доволен им Аллах) созвал совет для принятия решения о введении лунного календаря и поставил вопрос, какой день и год считать первыми в новом летоисчислении. Звучали разные предложения, но ‘Али (да будет доволен им Аллах), предложил взять за начало отсчета времени мусульманского календаря хиджру пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). ‘Умар (да будет доволен им Аллах), согласился с этим предложением. Эта тема подробно раскрыта в книге «Фатх Аль-Бари» (т. 7, с. 341). Ее автор – Ибн Хаджар – постарался сделать подробный комментарий к хадисам из самого авторитетного сборника хадисов – «Сахих аль-Бухари».

Итак, в «Сахих аль-Бухари» главе «Летоисчисление, и откуда оно ведется» приводится высказывание одного из сподвижников по имени Сахль ибн Саад (да будет доволен им Аллах). Он сказал:

Не установили сподвижники отсчет от того времени, как был послан пророк, мир ему и благословение Аллаха, и не установили с того времени, как он умер, но установили отсчет с того времени, как он переселился в Медину.

Аль-Бухари в «Сахих» № 3934

 

Таким образом, было признано огромное значение хиджры в истории Ислама.

Хиджра – событие, с которого ведет свое начало мусульманское летоисчисление. Переселение первых мусульман из Мекки в Медину, знаменовавшее собой начало новой эры Ислама.

Хиджра стала переломным моментом в истории всего человечества. Она стала началом создания мусульманского государства, началом рассвета исламской цивилизации. После нее светИслама проник в разные страны, и люди отказывались от невежества, признавая Истину. Ислам устанавливал равенство людей перед Богом (Аллахом) вне зависимости от цвета кожи, происхождения, языка или уровня достатка. В результате хиджры было построено новое общество – мусульманская умма, создано новое государство, основывающееся на божественности, гуманизме и высокой нравственности.

В основе Хиджры лежит лунный годичный цикл. То есть это 12 лунных месяцев, 12 оборотов Луны вокруг Земли (длина года составляет 354/355 дней). Месяц начинается с рождением новой луны и длится 29-30 дней. Поэтому по сравнению с солнечным календарем в Хиджре ежегодно происходит сдвиг назад на 10-11 дней. Названия месяцев исламского календаря сохранились те же, что и в древнем солнечно-лунном арабском календаре.

Нечетные месяцы имеют по 30 дней, а все четные ‒ по 29. Исключение составляет 12-й месяц, в котором в високосные годы также 30 дней.

Еще одно отличие мусульманского календаря от христианского ‒ начало исчисления новых суток. Если в христианском календаре за начало новых суток берется условное время ‒ полночь, то у мусульман новые сутки начинаются с заходом солнца.

Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время ‒ на зимние. В результате миграции дат на 34 года лунной хиджры приходится 33 григорианских года.

Лунный год меньше солнечного на 10 или 11 дней, поэтому все даты мусульманского календаря постоянно смещаются относительного григорианского летоисчисления, и за 33 года они проходят полный круг. В этом есть великая мудрость от Всевышнего Аллаха. В результате даты мусульманских праздников и время соблюдения поста в месяц Рамадан не привязаны к определённому времени года. Таким образом, мы имеем возможность проявить преданность Всевышнему Аллаху через соблюдение поста и в летнюю жару, когда продолжительность дня особенно велика, и в зимнюю стужу, когда день короткий.

Кроме того, Ислам – мировая религия, и если в Северном полушарии сейчас зима, то в Южном полушарии лето. Если бы даты мусульманского календаря были привязаны к определенной поре года, то это давало бы преимущество одним народам перед другими в соблюдении религиозных предписаний. Но Ислам ниспослан для всех людей без исключения, и поэтому все жители планеты находятся в равных условиях. Поэтому для перехода из лунной хиджры в григорианский стиль пользуются, как правило, заранее рассчитанными таблицами.

Новый год не является праздником у мусульман. Но это повод остановиться и задуматься, чтобы подвести итог уходящего года: что ты сделал хорошего или плохого, каких успехов добился и что еще нужно исправить и улучшить в своей жизни и нравственности.

Зачастую, когда мы оглядываемся назад на истекшие неделю, месяц или год, кажется, что прошло совсем немного. И одновременно ловим себя на мысли о том, что дни стремительно пролетают. Так проходит и вся наша жизнь. Все прожитые годы, будто один день, наполненный расплывчатыми воспоминаниями.

 

 

Духовно – просветительский портал «ummet.kz»

Поделиться: