11
Ср,
дек

һижри

Имам Абу Мансур ибн Мухаммад Матуриди (рохматул-лахи аляйхи) посвятил всю свою жизнь защите акиды (вероубеждения) мусульман от искажений.

В Х веке во главе карамитов стал Мухаммад ибн Ахмад Нахшаби. В то время течение карамитов широко распространилось в Мауаранахре, ислучилось так, что падишах Мауаранахра Наср ІІ, а также его подданные попали под влияние карамитов. Уже в то время между приверженцами ахлюс-сунны уаль-джамаа и карамитами проходили дискуссии.

После того, как на престол взошел сын Насра ІІ – Нух (время правления 943-954 г.г.), он, с целью истины, пригласил на дискуссию главу карамитов Нахшаби и ученого ахлюс-сунны уаль-джамаа имама Матуриди (рохматул-лахи аляйхи). И в той дискуссии верх одержал имам Матуриди (рохматул-лахи аляйхи), а Нахшаби, по приказу падишаха Нуха, был казнен через повешение. Таким образом акида ахлюс-сунны уаль-джамаа была принята в качестве государственного вероубеждения.

Но было еще рано утверждать о полной победе ахлюс-сунны уаль-джамаа. Так как в то время были и другие течения, которые вносили разлад в умму. И однимиз таких течений было течение мутазилитов.[1]

В Исламе есть правило:

إِذَاتَغَيَّرَالأَزْمَانُيَتَغَيَّرالأَحْكَامُ

«С изменением времени меняется и хукм (требование)».

Поэтому Ислам, как думают некоторые, не является догматичным во всем. Конечно есть требования, которые являются основой, фундаментом религии, которые не подвластны времени и не меняются под влиянием тех или иных факторов. К примеру, вера в единство Всевышнего Аллаха, вера в Писания, рай и ад и т.п. Все это является догмой. Но есть требования религии, которые могут меняться с учетом необходимости, что указывает на то, что Ислам является современной, универсальной религией, которая в состоянии отвечать всем требованиям каждой эпохи.

В сборнике хадисов «Мишакул-масобих», в главе «Китабул-фитан», приводится хадис, переданный имамом Тирмизи от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором сказано:

Из истории известно, что в любой религии, в том числе и в Исламе, всегда возникали различные течения. Но по истечению короткого времени многие из них сходили со сцены. Что же касается ахлюс-сунны уаль-джамаа, то вот уже на протяжении 14-ти веков она доказывает свою актуальность и преемственность.

Каждый сознательный верующий должен задаваться вопросом: «Если путь, которого я придерживаюсь, ошибочен, то в каком состоянии я буду стоять перед Всевышним Аллахом?» Да, этот вопрос заставляет задуматься.

Есть немало личностей, которые придерживаются мнения, что для наставления на путь истины достаточно лишь быть знакомым с основными вопросами, связанных с вероубеждением, и при этом пренебрегают таким требованием, как осознание сути этих вопросов.