08
Чт,
дек

һижри

В жизни каждого мусульманина религия всегда должна быть предпочтительнее всего, тем более развлечений. Однако это не значит, что Ислам не позволяет отдыхать и проводить время весело. История жизни нашего любимого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, имеет множество известных передач с подобными примерами.

Единобожие, его деление и особенности трактовки

Таухид (единобожие) стоит во главе исламской системы убеждений, называется величайшим фикхом и является основным предметом дискуссий среди исламских школ и движений. Таухидом апеллировали мутазилиты при обвинении суннитов.

Как мы знаем, как только человек покидает этот мир, у него больше не остаётся возможности совершать деяния, за которые он получит вознаграждение. Однако каждый человек имеет возможность получить вознаграждение и после смерти.

Если человек завещает (своим наследникам) расходовать имущество, которое он оставляет после смерти на благие дела, то сможет получить за это такое же вознаграждение, какое он получил бы, если расходовал его при жизни. Такое же вознаграждение получает человек, если он израсходовал своё имущество на благое дело (например, строительство мечетей, медресе, дорог, мостов, водопроводов и тому подобное), плодами которого люди будут пользоваться и после его смерти. Имеются еще два пути, какими человек может продолжать получать награду и после ухода в мир иной – это оставленные человеком полезные знания и ребенок, который будет молиться за него.

Интерпретации этого термина, встречающиеся в работах учёных, различны. Когда каждый из нас придёт к чёткому пониманию, что есть бид’а, что включает в себя это понятие или не включает, лишь тогда мы сможем различить, какие практики можно использовать, а какие — не принимаются.

Итак, многие известные учёные прошлого давали различные определения этому термину, их так много, что мы не имеем возможности привести их все в этой короткой лекции. Среди них — такие уляма, как Имам Аш-Шафи’и, Имам Аш-Шатыби и Иззуддин ибн ‘Абд ас-Салям.

По мнению алимов ахлю-сунна, разум – это инструмент, позволяющий понять божественный призыв. В соответствии со Священным Кораном, разум – это способность, позволяющая понимать и постигать доказательства, указывающие на существование и единственность Аллаха Всевышнего; делающая человека человеком; придающая смысл его действиям и обеспечивающая принятие человеком ответственности за исполнение божественных повелений. По мнению таких известных аскетов, как Ахмад аль-Антаки, Джафар аль-Хульди, Абу Амр аз-Заджадж и Муавия ибн Курра, разум – это особенность, позволяющая познавать блага Аллаха и быть благодарным за это; позволяющая прийти к заключению об истинности религии и необходимости выполнения ее предписаний, несмотря на давление низменных желаний, и достичь в конечном итоге вечного счастья.

Нет ничего другого, что так беспокоит сердца благочестивых людей, как опасность ухода из жизни без имана. По этой причине льются их слезы и боятся их сердца. И как же может быть иначе, ведь в достоверном хадисе, переданном в обеих сборниках Бухари и Муслима от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), говорится:

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам. Наши праведные предшественники (саляф ас-салих)[1]  твердо верили во все то, чем Аллах описал Себя в Коране или же Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисах. Вместе с тем, они были убеждены, что нет ничего подобного Аллаху, Его не охватывает сторона и место, Он не имеет границ, не состоит из частей тела, и Его Сущность невозможно представить.

1-пункт: в имане нет места сомнению. Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), который из числа сахабов, и который был удостоен звания «шайхул-муфассирин» (шейх муфассиров), сказал: «Мумин не говорит: «Ин ша Аллах (если Всевышний Аллах пожелает), я – мумин». Напротив, он уверенно утверждает: «Я – истинный верующий!» То есть, истинно верующий должен с уверенностью, без всякого сомнения, утверждать: «Я верую во Всевышнего Создателя!»

Имам Матуриди известен тем, что является автором ряда трудов в различных областях науки. К примеру, в книге «Кашфуз-зунун» сказано о двух его трудах в области усулюл-фикх. Это:

1. Аль-Джадль;

2. Маахазуш-шараиг фи усулид-дин».

Также известно, что имам Матуриди является автором тафсира «Таауиляту ахлис-сунна». В частности, автор «Кашфуз-зунун» указывает именно на это название тафсира имама Матуриди.

Ещё статьи...