26
Пт,
апр

һижри

Одно из важных правил религии

Вероубеждение
Объявление

В Исламе есть правило:

إِذَاتَغَيَّرَالأَزْمَانُيَتَغَيَّرالأَحْكَامُ

«С изменением времени меняется и хукм (требование)».

Поэтому Ислам, как думают некоторые, не является догматичным во всем. Конечно есть требования, которые являются основой, фундаментом религии, которые не подвластны времени и не меняются под влиянием тех или иных факторов. К примеру, вера в единство Всевышнего Аллаха, вера в Писания, рай и ад и т.п. Все это является догмой. Но есть требования религии, которые могут меняться с учетом необходимости, что указывает на то, что Ислам является современной, универсальной религией, которая в состоянии отвечать всем требованиям каждой эпохи.

В сборнике хадисов «Мишакул-масобих», в главе «Китабул-фитан», приводится хадис, переданный имамом Тирмизи от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором сказано:

وَلَعَنَ آخِرُ هَذِهِ الأُمّةِ أَوّلَهَا

«Последняя часть этой уммы (то есть часть, которая будет жить ближе к началу Судного дня) будет проклинать предшествующую часть уммы».

Этот хадис – одно из доказательств, которое указывает на истинность пророчества нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который жил более чем 14 веков назад. И действительно, сегодня можно встретить немало неграмотных людей. Они среди нас! Именно они с пренебрежением относятся к ученым, которые являются современниками Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) или современниками сахабов (да будет доволен ими Аллах). И их пренебрежение выражается в их высказываниях относительно того или иного религиозного вопроса, ответ на который был дан 14 веков назад. А что говорит о наших предшественниках Всевышний Аллах? Он говорит:

وَالسَّابِقُونَالسَّابِقُونَ أُوْلَئِكَالْمُقَرَّبُونَ فِيجَنَّاتِالنَّعِيمِ

«И будут опередившие их всех в добре, которые опередят их и в Раю. Это будут приближенные, которые пребудут в Садах блаженства». («Аль-Уакиа», 10-12 аят)

Поэтому никто не в праве порочить или же с пренебрежением относиться к предшествующей части уммы, которая пожертвовали ради религии всем своим имуществом, временем и даже жизнью. Таково требование Всевышнего Аллаха. И если быть справедливым, то деяния тех, кто сегодня мнит себя знатоком религии, чуть ли не самым набожным верующим, не сравняться с деянием даже одного дня ученого из числа предшественников.

Следует помнить, что в кудси хадисе, переданном имамом Бухари, Всевышний Аллах сказал следующее:

مَنْ عَادَى لِي وَلِيًّا فَقَدْ آذَنْتُهُ بِالْحَرْبِ

«Я объявлю войну тому, кто будет враждовать с моим уалием (близким ко Мне рабом)».(«Сахих Аль-Бухари», 6137)

Если бы те, кто с пренебрежением относится к ученым из числа предшественников, обладали истинными знаниями, они бы никогда злословили к ученым вообще. Ведь нет сомнения в том, что ученые входят в число уали, то есть особо приближенных рабов Всевышнего Аллаха. К тому же всем нам известно, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) назвал ученых своими наследниками.

В качестве примера сказанному можно привести тех, кто в свое время выступил против Омара, Османа, Али (да будет доволен ими Аллах). Нельзя забывать, что те, кто выступил против этих трех праведных халифов, читали Коран, хотя, скорее всего, не понимали истинный смысл сказанного в нем. И не смотря на это они обвиняли Омара, Османа и Али (да будет доволен ими Аллах) в невежестве, себя же, напротив считали истинными знатоками религии. И, фактически, нет отличия между ними и теми, кто сегодня, не считаясь ни с правилами шариата, ни с мнением авторитетных ученых, перечеркнув все ранее существующее, не признавая правомерность мазхабов, практически вносят в религию новшества. При этом они лишь себя считают приверженцами Корана и сунны. Хотя уже это явно указывает на их невежество.

Если вглядеться в историю, то можно увидеть, что среди уммы было не мало ученых, которые достигли степени иджтихада. И не смотря на это эти же ученые не отделялись от общей массы, не считали лишь себя истинными верующими не клеймили остальных неверием. Напротив, практически каждый из них придерживался определенного мазхаба и каждый из них прилагал все усилия для сохранения общности уммы мусульман. Почему? Да потому что они единство мусульман всегда ставили выше личных амбиций, если таковые и были, и интересов.

Как-то раз известный сподвижник Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) – Джабир ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах), будучи имамом во время утреннего намаза, стал читать длинные суры из Корана. И тогда один человек из джамаата, который был пастухом, совершив намаз отдельно джамаата и вышел из мечети. Узнав о случившемся Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вызвал этого пастуха к себе, чтобы узнать о причине его быстрого ухода из мечети, на что тот ответил: «О, Посланник Аллаха! В Медине много хищных животных, а я ответственнен за скот. И по причине того, что его намаз затянулся, я совершил намаз отдельно». И тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), вызвав к себе Джабира (да будет доволен им Аллах), сказал следующее: «О, Джабир! Ты тот, кто вносит фитну (смуту)? Ты тот, кто вносит фитну?»

Из сказанного следует вывод, что ученые должен быть в курсе обстоятельств и состояния общества. Иначе по его причине общество может разделиться на группы.

Абдуссамад Махат

 

наиб имам центральной мечети «Нур Астана» 

Поделиться: