06
Пн,
фев

һижри

Значение слово «такфир» и его отношение к убеждениям современных мусульман

Борьба с сомнением
Объявление

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

«Хвала Аллаху Господу миров! Да благословит Аллах и приветствует до Судного Дня лучшего из всех своих творений Мухаммада, его семейство, его сподвижников, и тех, кто последовал за ними с благочестием!»

В последнее время многие мусульмане часто могут встретить людей, которые порождают в их сердца сомнение. Это представители группы «такфиристов». Своими ложными убеждениями они вводят в заблуждение и других мусульман в вопросах веры и неверия (таухида и ширка), единобожия и многобожия (имана и ширка), а также считают всех мусульман кроме себя заблудшими.

Это - ни что иное как обычная смута, направленная на неокрепшие умы молодых и религиозно неграмотных людей, как и все другие смуты, обещающая светлое будущее, заставляющая забыть прошлое и настоящее. А если они еще и будут пропагандировать свои идеи, опираясь на авторитет известных личностей в истории человечества, то, несомненно, могут достичь успеха. За всем этим стоит большая политическая и экономическая скрытая сила. К сожалению, схожая ситуация складывается почти во всех других регионах на территории бывших советстких государств.

Согласно их принципам мушрики, т.е. те, кто не признают людей, придающих Аллаху сотоварищей, сами являются мушриками. Если говорить о ситуации, сложившейся на данный момент, политика раскола и объявление войны, присвоение чужого имущества или посягательство на него - все это политика или же невежество, борьба за лидерство, добывание денег запре- щенными способами.

Такфир - нововведение в религии. Ложные убеждения, типа «Мы придерживаемся Сунны Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!)», «чистый Ислам» или «чистый таухид» являются вопиющим заблуждением. В истории Ислама на протяжении четырнадцати веков появилось множество исламских школ, и лишь некоторые из них были исламскими, многие были политико-исламскими. То есть, придерживались интересов или идеологического направления определенного правительства.

В самые первые золотые века ислама, в период, когда развивалась наука, выделилось около десяти ученых.

В результате их труда появились мощные школы, руководствовавшиеся Священным Кораном и Сунной. Среди них лишь четыре мазхаба смогли продолжить свое практическое развитие. Потому что в них заключалось все наследие Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) и для мусульманской уммы этого было достаточно. А если говорить о современной науке, о религии, она развивается на основе трудов ученых, освоивших как огромное культурно-историческое наследие, так и современные науки. Данное наследие доказало свою жизнеспособность, соответствие канонам шариата и свою актуальность, и внесла способы применения священных писаний на практике.

Обвинение человека в неверии без соблюдения ус- ловий является тяжким грехом и выводит обвиняющего из Ислама. Всевышний Аллах в Коране сказал:

«أَفَنَجْعَلُ الْمُسْلِمِينَ كَالْمُجْرِمِينَ مَا لَكُمْ كَيْفَ تَحْكُمُونَ»

«Неужели Мы мусульман уравняем с грёшниками? Что с вами? Как вы судите?»[3].

Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) говорил:

من رمى مؤمناً بكفرٍ، فهو كقتله، متفق عليه

 «Если кто-то обвинит мусульманина в неверии, это будет приравнено тому, что он убьет его»[4].

Имам аль-Куртуби (р.а.) передал: «Обвинение в неверии (такфир) - очень опасная дверь, в которую пытались войти многие люди, но спотыкались при этом. В эту дверь не вошли избранные, которые были под защитой. Наверно нет ничего, что могло бы сравниться с защитой Аллаха!»[3].

Все вышесказанное указывает на важность таких проблем, как обвинение в неверии (такфир), безбожии (тафсик) и нововведениях в религию (табди). Мусульмане, придерживающиеся Сунны (ахлиСунна), в случаях, когда действия неверующего человека не могут быть доказательством его неверия, не считают человека неверующим. А право приводить доводы дается человеку в соответствии с его уровнем знаний.

Священный Коран и Сунна Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) разграничивают действия и тех, кто совершает данные действия. На самом деле, человек, совершающий грех, не является неверующим. Также существует разница между теми, кто опровергает какие-то стороны Ислама, и теми, кто неверно разъясняет данную проблему (тавил). В данном случае, неверующими считаются первые, нежели вторые.

Хузайфа (Да будет доволен им Аллах!) передает, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:

«Я боюсь за тех среди вас, кто читает Коран, чей лик озарен красотой Корана, кто считается воином Ислама. Позже он оставит Коран, отвернется от него, поднимет мечь на своего соседа и станет обвинять его в многобожии». Тогда Хузайфа (Да будет доволен им Аллах!) спросил у него: «О, Посланник Аллаха! Кто из них двоих будет ближе к многобожнику, обвиняющий или обвиняемый?!». Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) ответил: «Обвиняющий»[4].

Если разобраться, в наше время происходит как раз то, чего боялся Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!). Те, кто по сей день были с правильной верой, изменили свои убеждения и методы (манхадж), и считают это правильным! Придерживаться правды - хорошо, а самое главное - умереть на этом пути. Все мусульмане должны бояться того, чего боялся Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!).

Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) трижды повторял следующее:

«ألا هلك المتنطعون»

«Будут в убытке чрезмерно требовательные и склонные к обвинению»[5].

Чрезмерная критика и фанатизм не приводят к добру. Постоянные обвинения приводят к враждебности между мусульманами. В настоящее время примеров для этого предостаточно. В исламе существует совершенно четкое определение:

«Нет принуждения в религии» [6].

«لَا إَكْرَاهَ فِي الدِّينِ»

Поэтому Ислам считает вопрос веры и неверия - делом выбора и интуиции человека. Ислам предлагает мусульманам способ распространения и призыва к религии. Согласно нему, люди должны совершать призыв к исламу мудро и мягко, в спорах с многобожниками проявлять скромность и воспитанность:

ادْعُ إِلَىٰ سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ ۖ وَجَادِلْهُم بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ ۚ إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ بِمَن ضَلَّ عَن سَبِيلِهِ ۖ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ

«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем»[7].

А в суре «Бакара» сказано: «وَقُولُوا لِلنَّاسِ حُسْنًا»

 «...говорите людям прекрасное...»[8]. В более ста двадцати аятах Священного Корана звучит призыв терпеливо распространять религию в любых ситуациях, несмотря на то, отвечают ли люди на призыв или продолжают сторониться. После похода на Священную Мекку, Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует!) освобождал местных жителей со словами:

«إذهبوا فأنتم الطلقاء»

 «Можете идти, вы свободны!»[9]*.

Таким образом, он не принуждал жителей Мекки принимать Ислам.

Всем известно, что мусульманское войско не совершало походы в Южную Азию и Западную Африку. Но религия Ислам в те места пришла вместе с торговыми караванами, благодаря личным качествам мусульман, их благопристойному поведению и прекрасным взаимоотношениям с людьми. Они завоевали сердца людей благодаря своей богобоязненности. Вот таким образом пришли к Исламу обитатели данных мест.

На основании вышеуказанных разъяснений, отделом шариата и фетв ДУМК запрещается распространять «такфиризм» из-за чуждости взглядов и действий такфиристов общим принципам Ислама.


[3]    Сура «Аль-Калам», аяты 35-36.

[4]    Ат-Табарани (р.а.), «Сахихуль-Джами’» 6269. Сахих хадис.

См.: «Аль-Муфхим» 3/111.

[4]    Имам аль-Бухари (р.а.), «ат-Тарих», 297; ибн Хиббан (р.а.), 81; Также см.: «ас-Силсиля ас-Сахиха, 3201.

[5]    Хадис, переданный ибн Мас’удом (Да будет доволен им Аллах!). Дошло в сборниках хадисов Ахмада, Муслима и Абу Дауда (р.а.); Также см.: ас-Суюти, «аль-Джами’и ас-Саиир» Бейрут, аль-Кутуб аль-’Илмийя, 1990, стр. 569, хадис № 9594.

[6]    Сура «Аль-Бакара», аят 256.

[7]    Сура «Ан-Нахл», аят 125.

[8]   Сура «Аль-Бакара», аят 83.

[9]    См.: Мухаммад аль-Газали (р.а.), «Сто вопросов об Исламе», часть I, стр.118, 120. Изд. «Дарус-Сабит», 1983.

Фетва №2

Поделиться: