Благородный ‘Умар (да будет доволен им Аллах), однажды навещая Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), застал его лежащим на циновке, служащей ему постелью. ‘Умар (да будет доволен им Аллах), увидев отпечатки, оставшиеся от этого жесткого ложа на благословенном теле Пророка, заплакал. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его о причине слез, и он ответил:
«О Посланник Аллаха! Известно, как живут Хосров и Цезарь. А ведь Ты – Посланник Аллаха!»
Гордость вселенной (да благословит его Аллах и приветствует) сказ зал ему на это: «О ‘Умар! Разве ты не желаешь, чтобы земной мир принадлежал им, а вечный нам?» (Муслим «Талак», 31).
Во время правления благородного ‘Умара (да будет доволен им Аллах) к халифату были присоединены Сирия, Палестина, Египет и Иран. Богатства Византии и Ирана потекли в лучезарную Медину. Уровень благосостояния уммы повысился, но правитель халифата благородный ‘Умар (да будет доволен им Аллах) не пользовался этим богатством и роскошью, довольствуясь самым малым. Как и прежде, читал хутбу в залатанной одежде. Благородный ’Умар (да будет доволен им Аллах), как правитель, должен был въехать в Шам верхом на верблюде, но очередь ехать верхом подошла его слуге:
«Теперь настал твой черед ехать верхом, садись на верблюда!»
Слуга возразил: «О халиф! Люди подумают, что халифом являюсь я!» Однако благородный ‘Умар (да будет доволен им Аллах) посадил слугу на верблюда, а сам вошел в Дамаск пешком.
Этот пример исламского братства и жертвенности вошел в золотой фонд истории Ислама. Халиф ‘Умар (да будет доволен им Аллах) жил в бедности и стеснении, временами входя в долги. Он согласился брать из казны лишь столько, сколько считал необходимым, поэтому пребывал в постоянной нужд де. Из-за его более чем скромного образа жизни люди, не знакомые с ним, часто не догадывались, что он халиф.
Его приближенные сахабы, которые не могли мириться с таким бедственным положением своего халифа, желали увеличить его жалование. Но, так как стеснялись предложить это ему лично, то обратились к его дочери, благочестивой Хафсе (да будет доволен ею Аллах), бывшей женою Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Хафса (да будет доволен ею Аллах) рассказала о предложении сахабов отцу. И ‘Умар (да будет доволен им Аллах)11, которому приходилось быть свидетелем нередкого положения Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда у него не было в доме ничего, чтобы утолить голод, сказал своей дочери:
– Дочь моя! Помнишь ли ты, как питался и одевался Посланник Аллаха?
– Да, не более того, что необходимо, – ответила она. Благородный ‘Умар (да будет доволен им Аллах) продолжил:
– Два моих близких друга (Пророк –да благословит его Аллах и приветствует - и Абу Бакр - да будет доволен им Аллах) и я были путниками на одной дороге. Первый из нас (Пророк - да благословит его Аллах и приветствует) достиг места назначения. Другой Абу Бакр - да будет доволен им Аллах), следуя по тому же пути, присоединился к первому. Я хочу стать третьим, догнав друзей своих. Если я буду с ношей большей, чем мне нужно, боюсь не поспеть за ними. Или ты не хочешь, чтобы я был третьим на этом пути?
Единственной целью ‘Умара (да будет доволен им Аллах) было достижение довольства Аллаха. Он стремился к этой цели с такой решимостью, что никакие препятствия и тяготы на этом пути не имели для него никакого значения. Во имя этой цели он, проявляя терпение и смирение, преодолевал все лишения. Несмотря на то, что Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не раз сообщал ему благую весть о том, что ему уготовано место в раю, благородный ‘Умар (да будет доволен им Аллах) вел крайне аскетичный образ жизни.