07
Сейсенбі,
Мамыр

һижри

Не уподобляйтесь шайтану и неверным!

Статьи

 Эта тема касается таких понятий, как каза (судьба) и амал (деяния). А причиной затрагивания этой темы стало то, что среди верующих есть личности, которые возлагают на себя прерогативу Всевышнего Создателя, а именно «определение будущего человека», что выражается в определении относится тот или иной человек к «ахлюс-сунне уад-джамаа».

И чтобы не быть голословным отметим, что в особенности среди молодежи, которая не придерживается определенного мазхаба, есть не мало таких, кто делит мусульман на «своих» и «чужих». Следует также отметить, что все их суждение основывается на том, совершает ли человек пятикратный намаз, какова длина его штанины, произносит ли он «аминь» вслух, является ли каждое его второе слово «таухид, Коран, сунна».

А между тем ни в Коране, ни в хадисе, нет требования определять какова степень имана того или иного человека, куда он попадет после смерти, в рай или же в ад? Не определял степень имана сподвижников и наш пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Ведь иман – скрытое от глаз человека явление, истинная степень которого ведома одному лишь Всевышнему. И в связи с уровнем имана человека Всевышний Аллах Сам определяет будущее место его пребывания. Тот же, кто берет на себя эту прерогативу Всевышнего Создателя уравнивает себя с Ним и является ни кем иным, как мушриком, и даже искуственным божеством. И какая после этого польза от того, что каждым его вторым словом являются слова «таухид, Коран, сунна»?!

Прежде чем приступить к рассмотрению темы, будет уместным дать разъяснения таким течениям, как кадария и му`тазилия.

Кадария – еретическое направление. Приверженцы кадарии (кадариты) придерживаются мнения, что человек абсолютно свободен в своих помыслах и совершенных поступках, и Всевышний Аллах не принимает в этом участия, поэтому Он знает о совершении того или иного деяния только после его совершения.

Основателями кадарии были Ма`бад Аль-Джухани и `Айлян Ад-Димашки, возник в период правления Омейядов. В последствии Ма`бад, за распространение идей кадарии, был казнен халифским наместником Хаджаджем, `Айлян же был казнен при халифе Хишаме.

Му`тазилия – еретическое направление, также возникшее  в период правления династии Омейядов, и получившее свое развитие в период правления Аббасидов.

Основателем му`тазилии считается Уасил ибн `Ата.

Среди основных догм му`тазилитов можно назвать то, что человек, совершивший какой-либо грех, лишается имана и является кафиром.

Теперь давайте рассмотрим некоторые моменты, связанные с каза (судьба) и амал (деяния), а также воззрения му`тазилитов, кадаритов и «ахлуюс-сунна уаль-джамаа»  относительно этих вопросов.

Согласно мнению приверженцев кадарии и му`тазилии Всевышний Аллах не является Создателем деяний человека. То есть деяние является порождением человека, а Всевышний Аллах лишь награждает либо наказывает за то или иное деяние. Согласно же возрению «ахлуюс-сунна уаль-джамаа» Всевышний Аллах является Создателем всего, и Он в праве вознаградить Своего раба за его какое-либо благое деяние. Если же Он наказывает Своего раба, то это происходит в соответствии с Его справедливости.

Все в этом мире, в том числе воздаяние и наказание, находится во власти Всевышнего. Он дает возможность совершить то или иное деяние, и лишь Он в праве распоряжаться всем по Своему усмотрению.

Во многих аятах Священного Корана неоднократно говорится о воздаяниях Всевышнего, которые являются наградой за благое, и которые даруются Им Его праведным рабам.

Всевышний Аллах говорит: «И Всевышний Аллах даровал им воздаяние в жизни земной и лучшую награду в загробной жизни. Воистину, Всевышний Аллах любит добродеющих». («Али Имран», 148 аят)

«Если кто желает воздаяния благами земного мира, то Всевышнему Аллаху принадлежат награды земного и будущего мира». («Ан-Ниса», 134 аят)

Что касается наказания, то Всевышний Создатель сказал: «Воистину, твой Господь и прощает, и мучительно наказывает». («Фуссилат», 43 аят)

Хадисы, то есть изречения нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), подтверждают сказанное в аятах.

Из сказанного выше слеудет, что правом воздаяния или же наказания обладает лишь Всевышний Аллах. И нет сомнения, что самым большим воздаянием является вход в джаннат, самым же большим наказанием является вечное пребывание в аду. И да убережет нас Всевышний от этого!

Как вы думаете? Имеем ли мы право решать за Всевышнего Создателя куда должен попасть кто-либо из людей? И разве решение этого «актуального вопроса» не является приписыванием Всевышнему Аллаху сотоварища и уподоблением себя рукотворному божеству? И чем является предопределение будущего человека, определение является ли он обитателем джанната или же ада по длине его штанины, произношеню «аминь» вслух или же про себя и т.п.? И в чем отличие от му`тазилитов тех, кто всех и вся, кроме себя конечно, относит к числу тех, кто искажает религию?

В чем одна из самых больших ошибок му`тазилитов и кадаритов? В том, что они возложили на себя бремя определения принадлежности человека к обитателям джанната или же ада. При этом они упускают из виду тот факт, что человеку свойственно ошибаться, совершать тот или иной проступок по незнанию.

А что говорит Всевышний Аллах? Каково веление Всевышнего относительно тех, кто по той или иной причине преступил черту запрета?

Всевышний Аллах говорит: «Скажи, о Мухаммад от имени Всевышнего: «О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный». («Аз-Зумар», 53 аят)

И разве не сказал Всевышний Создатель: «Того, кто совершит одно благое деяние, ждет десятикратное воздаяние, или Я прибавлю ему еще. Что же касается совершившего дурное, то наказанием за это будет равное содеянному. или Я прощу его. К тому, кто приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь на локоть, а к тому, кто приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь на сажень. К тому, кто направится ко Мне шагом, Я брошусь бегом, а того, кто встретит Меня, совершив столько грехов, что они покроют собой чуть ли не всю землю, но при этом не поклонявшись наряду со Мной ничему иному, Я встречу прощением, которое покроет собой все эти грехи». («Сунану Ибн Маджа», 3821)

Хвала Всевышнему! Пусть му`тазилиты и кадариты, а также те, кто определяет принадлежность к «ахлюс-сунна уаль-джамаа» по длине штанины, говорят что им вздумается. Пусть они взваливают на себя непосильную ношу по определению будущего людей! Но моим Господом, Которому я покланяюсь, является Всевышний Аллах! И Ему ведомо, что я являюсь грешником. И сам я признаюсь, что являюсь наихудшим из людей, и что я грешник. Но я, как мусульманин, никогда не буду сомневаться в истинности слов Всевышнего Создателя, и буду действовать в соответствии с тем, что сказано в Коране и в хадисах. И если Всевышний Аллах приказывает мне, Своему грешному рабу, погрязшему в грехах, больших и малых: «О Мой грешный раб! О тот, кто излишествовал во вред себе! Не теряй надежду на Мою милость!»,-я буду надеяться на Его милость. И кто может запретить мне надеяться на прощение Всевышнего? Если таковые и есть, то для меня они являются такими же созданиями как и я, отличие которых от меня в том, что он возомнил себя «боженькой», решающим за Всевышнего Аллаха куда мне следует попасть после смерти – в джаннат или же в ад?

Здесь уместно будет упомянуть о некоторых качествах, присущих «ахлюс-сунна уаль-джамаа». Одним из важных качеств, после утверждения единства Всевышнего Аллаха, в том числе и в вопросе определения, кто является обитателей джанната и ада, является следование сказанному в Коране и сунне.

Имам Ибн Аби Аль-`Изза Аль-Ханафи, в разъяснении к «Аль-Акидатут-Тахауийа», сказал: «Стезя «ахлюс-сунны уаль-джамаа» следует лишь сказанному в достоверных источниках (Коране и сунне) и при этом не противоречит им, полагаясь на свой разум или же на высказывание кого-либо... Аль-Хумайд передает: «Как-то раз, когда мы сидели с имамом Шафии, к нам подошел человек и задал вопрос. Имам Шафии ответил: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал относительно этого так-то». Тот человек спросил: «А что ты думаешь об этом?» На что имам Шафии ответил: «Субханал-лах!.. Я тебе говорю о том, что сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а ты спрашиваешь о моем мнении?!»

Следующее качество: следование путем предшественников уммы (сподвижников и табигинов), а также ученых уммы. Известный ученый современности имам Ас-Сабуни сказал: «Приверженцы «ахлюс-сунны уаль-джамаа» следуют за имамами из числа предшественников и учеными уммы».

Кстати, никто из сподвижников и табигинов не ломал голову над тем, куда после смерти попадет тот или иной его современник. Почему? Хотя бы по той простой причине, что они больше времени и внимания уделяли личному совершенству и исправлению личных недостатков, нежели выискиванию недостатков других и определению: «Куда же все-таки он попадет? В джаннат или в ад?» Кстати, почему над этим не задуматься тем, кто при всяком удобном случае утверждает, что он придерживается стези «ас-саляфус-солихин» (праведных предшественников)?!

В 110-ом аяте суры «Али Имран» Всевышний Аллах сказал: «Вы – лучшая из общин, созданная во благо людей. Ведь вы велите совершать одобряемое, запрещаете творить неодобряемое и веруете в Аллаха».

Разъясняя значение слов «Вы – лучшая из общин, созданная во благо людей» имам Ибн Касир сказал: «Так как умма Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) – лучшая среди всех общин и самая полезная для людей». («Мухтасару тафсири Ибни Касир»)

В чем заключается польза этой уммы? Да уж точно не в том, чтобы «обрадовать» кого-либо его будущим в аду?! Тем более, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) никогда, наподобие му`тазилитов, в также некоторых наших современников, приписывающих себя к «ахлюс-сунна уаль-джамаа», не говорил: «О такой-то! Ты попадешь в ад». И разве слова: «О такой-то! Ты – мушрик и ты попадешь в ад»,-не являются бид`атом (нововведением, искажающим религию)? Может тому есть доказательства из сунны нашего досточтимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)?

Как-то раз к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришел человек и спросил: «О Посланник Аллаха! Кто является наилучшим из людей?» На что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Тот, кто больше всех читает Коран, кто является самым богобоязненным, кто больше всех призывает к одобряемому и запрещает порицаемое, тот, кто лучше всех поддерживает родственные связи». («Маджма`уз-Зауаид», 12119)

В этом хадисе наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) перечислил качества, присущие лучшей части из рода человечесткого. Это, среди прочего, также призыв к одобряемому и запрет порицаемого.

Обратите внимание! Всевышний Аллах говорит, что умма Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) является лучшей из общин. По причине чего? По причине того, что она призывает к одобряемому и запрещает порицаемое. Но ни в аяте, ни в хадисе, нет даже намека на то, что кого-то следует «обрадовать» адом («О такой-то! Ты – мушрик и ты попадешь в ад»), и что это является качеством, присущей умме Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Следующее качество: стремление к единству. Ведь Всевышний Аллах приказал: «Держитесь все за вервь Аллаха и не распадайтесь». («Али Имран», 103 аят)

Обратите внимание! Всевышний не ограничился лишь указанием «держитесь все за вервь Аллаха», хотя этого было бы достаточно. Но Всевышний Аллах усилил Свое требование словами «...и не распадайтесь». Поэтому, любой «вклад» в дело разделения уммы на различные группы, в том числе и на тех, кто является обитателем джанната или же ада, является противоречием велению Всевышнего Создателя. И согласно этому приказу Всевышнего умме Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), то есть «ахлюс-сунна уаль-джамаа», запрещено причислять кого-либо из верующих, по причине каких-либо ео грехов, к числу неверующих (кафиров), что лежит в основе му`тазилитов. И разве сам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не запретил называть кого-либо из верующих «кафиром»? («Аль-Джами`ус-Сагир», 776) И наверное тем, кого волнует вопрос о будущем месте пребывания того или иного человека (джаннат или ад), который придерживается одного из мазхабов, не стоит уподобляться му`тазилитам, которые любого, кто грешит, видят в числе обитателей ада? А ведь если вдуматься, то никто, даже те, кто не придерживается мазхаба, считая это би`датом, и лишь себя приписывает к числу приверженцев «ахлюс-сунна уаль-джамаа», не безгрешен. Если так, то вопрос лишь в степени греховности каждого, и того, кто придерживается одного из мазхабов, и того, кто отвергает правомерность мазхабов.

Тем, кто спешит обвинить мусульман в неверии лишь по причине того, что они придерживаются одного из мазхабов, стоит задуматься над тем, кому присуще стремление разъединения мусульман. Ответ однозначен: шайтану и врагам Ислама. Если так, то кем, на самом деле, являются те, кто причисляет себя к числу приверженцев «ахлюс-сунны уаль-джамаа», а тех, кто придерживается однго из мазхабов, к заблудшим.

Надеемся, что читатель понял, что здесь затронута проблема тех, кто отрицает правомерность мазхабов, и вместе с тем приписывает себя к числу последователей «ахлюс-сунны уаль-джамаа». И здесь дело не ограничивается лишь отрицанием мазхабов, а находит свое продолжение в обвинении в неверии (куфре) мусульман, что само по себе противоречит как Корану, и сунне.

Думаем, сказанного выше достаточно, чтобы понять насколько сложным является вопрос, связанный с определением будущего каждого из нас. Следует уяснить, что на нас возложена обязанность совершать поклонение, а не определять куда потом попадет тот или иной человек, в джаннат или же в ад. И в качестве подтверждения мы решили привести достоверный хадис, который является хорошим наставлением тем, кто не задумываясь говорит: «О ты, такой-то! Ты попадешь в ад». А между тем он не знает, что ждет его самого в будущем.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто-то, на протяжении всей жизни, может совершать деяния обитателей джанната, но последним его деянием может быть деяние обитателей ада. Кто-то же, на протяжении всей жизни, может совершать деяния обитателей ада, но последним его деянием может быть деяние обитателей джанната». («Сахиху Муслим», 2651)

Согласитесь, довольно серьезное наставление!

И да убережет нас Всевышний от совершения такого греха, как обвинение верующих в неверии! И да предопределит нам Всевышний Создатель совершение нами деяний обитателей джанната на протяжении жизни! И да будет последнее деяние каждого из нас достойным лика Всевышнего Аллаха! Аминь!

 

Абдуссамад Махат

Бөлісу: