27
Пт,
дек

һижри

Пророк ﷺ о здоровье, свободном времени и о том, где скрывается ад

Статьи
Объявление

Со слов Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, передают, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Есть два блага, которыми обманываются многие люди — здоровье и свободное время» (Бухари, «Рикак», 1).

Для того чтобы поклоняться Аллаху, совершать добрые поступки, сражаться со злом на пути истины нужно здоровье и время. Обладая двумя этими дарами, человеку трудно их оценить по достоинству, но однажды придет час, когда откроется их истинная ценность.

Выражения «Дай вам Аллах здоровья», «Здоровье не купишь», «Здоровье – клад бесценный», «Здоровый телом и духом здоров» и им подобные одинаковы во всех языках. Однако понимание ценности здоровья должно проявляться не только на  словах, но и в делах.

Время, которым волен распоряжаться человек, также великий дар. Особенно это чувствуется в наш век, в больших городах, где люди зажаты в тиски повседневной суеты. Огромные усилия порою приходится прилагать для того, чтобы выкроить хотя бы час для поклонения, для своей души.

Мерой здоровья и жизни, израсходованных не зря, служит то время, которое проведено на пути Аллаха, ради Него, ведь ни одну прожитую секунду не вернуть назад. Время, как меч в руках человека, и если он сможет совладать с ним, то станет обладателем мощного оружия, а если нет – то оно рассечет, погубит своего хозяина.

Умение ценить по достоинству свое здоровье и время является одним из главных условий следования по приближающему к Аллаху пути.

Уроки из хадиса

  1. Разумное отношение к своему времени и здоровью ведет к счастью в обоих мирах.
  2. Многие люди проводят время впустую и не берегут  свое здоровье, потому что не понимают их истинной ценности.
  3. Ислам требует от человека дорожить своим временем и здоровьем, ведь прожить на этом свете дается ему только один раз.

Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передают, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ад скрыт за страстями, а Рай — за тем, чего не хочется (нафсу)» (Бухари, «Рикак», 28).

В этом сжатом, но ёмком (джауамиуль-калим) высказывании Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, утверждается важность необходимости противостояния страстям и своему нафсу (низменному, плотскому человеческому началу). Поистине путь в ад украшен дьяволом и привлекателен для нафса, но тот, кто по нему пойдет, будет обманут. Человека, попавшего в сети собственных страстей, ждет адский огонь.

Рай — это обитель нескончаемого счастья. Но путь к нему лежит через поклонение, трудности и лишение, которые угнетают нафс. Животному началу трудно, он не хочет все это переносить и идет к собственному спасению через силу. Такая  борьба, которую также называют «джихад с нафсом» играет важнейшую роль в жизни человека.

Если предоставить нафс самому себе, он, как неразумное дитя, тотчас предастся удовольствиям, не задумываясь о завтрашнем дне. Но нельзя обманываться сиюминутными прихотями и идти у него на поводу. Надо уметь сдерживаться и направлять себя на путь здравого смысла и благочестия, ведь только так можно достичь счастья истинного.

Уроки из хадиса

  1. Путь в Рай лежит через трудности и умение преодолеть себя.
  2. Борьба с собственным нафсом — причина спасения от огня.
  3. «Истинная борьба не в защите своих желаний, а в их обуздании». Результатом такой борьбы будет удовлетворение всех желаний в Раю.

 

 

 

Автор: Марат Калимуллин

Поделиться: