27
Пт,
дек

һижри

Ложь – враг мусульман

Статьи
Объявление

Для каждого истинного мусульманина честность является неотъемлемой частью служения Всевышнему. Почему же этому придаётся такое значение? Почему даже малейшую ложь не допускают в сознание и разговор последователи ислама? Для ответа на этот вопрос, обратимся к священным текстам.

От Сафуана бин Салима передаётся, что однажды Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «Может ли мусульманин быть трусливым?» Он ответил, что может. Далее: «Может ли мусульманин быть скупым?» – «Да, может», – отвечал Пророк (мир ему и благословениеАллаха). И наконец: «Может ли мусульманин быть лжецом?» Пророк (мир ему и благословениеАллаха) ответил: «Нет, никогда» (Байхаки).

Уасиля ибн аль Асках (благословит его Всевышний) в одном из своих хадисов приводит в пример сказанное Пророком (мир ему и благословение Аллаха) о том, что наихудшая ложь – выдать постороннего человека за своего отца, свидетельствовать о том, чего не видел, а также приписывать Посланнику Создателя то, чего Он не говорил (Бухари). Кроме того, сам Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) отмечает: «Раб Божий, распространяя любое услышанное, способствует появлению лживых слухов» (Муслим).  

По шариату вымысел называют «Аль-ифтира» или «Ихтилак». «Аль-ифтира» употребляется в значении клеветы, а «ихтилак» подразумевает подделку, фальсификацию.

Есть еще одно схожее понятие – «мяйнун». Его употребляют, когда человек приписывает произошедшему событию несуществующие детали, изменяет содержание или недоговаривает. «Мяйнун» в переводе с арабского означает «говорить неправду».

В целом, в исламе произносить лживые слова, утаивать правду, искажать факты – грех.

Одно из справедливых изречений – «На лжи далеко не уедешь». Обманывать людей – признак бесстыдства. Ложь сводит на нет труды человека и его репутацию, говоря неправду, человек встает на шаткий, неправедный путь. Неслучайно наставлял мудрый Абай Кунанбаев – «пяти вещей ты избегай»: 

Узнай же, что бахвальство, ложь,

Лень, сплетни, деньги на кутёж –

Твои враги повсюду.

При этом ложь представляет опасность не только для конкретного человека, но и негативно отражается на жизни других людей, нарушает общественный порядок, стабильность, а также низвергает принципы справедливости. Обманщики порождают вокруг себя атмосферу недоверия и подозрительности, а значит, в такой обстановке не будет места радости и процветанию.

Все вышеназванные причины способствуют тому, что ислам призывает вести праведный и честный образ жизни, не допуская ни слова неправды.

Еще один мудрец прошлого Малик ибн Динар также призывал к абсолютной честности: «В наших сердцах ложь и истина ведут извечную борьбу, которая не прекратится, пока человек не выберет раз и навсегда, на чьей он стороне». Безусловно, если побеждает ложь, он становится обманщиком, а значит, по пятам за ним пойдут ссоры, враждебность, склоки и прочие несчастья. 

В основном, ложь получается в тех случаях, когда человек выдумывает то, чего не было, приукрашает увиденное, излишне сгущает краски, а порой и вовсе искажает содержание того или иного события, сокращает или полностью меняет суть вещей.   

Ложь – заведомо отрицательное явление, и нет в нём никаких полутонов. Нельзя считать что-либо полуправдой или частичной правдой, нет во лжи средней или малой степени.

Аш-Шагби, говоря о скупости и лживости, высказывался так: «Сложно сказать наверняка, что из этих двух понятий будет в аду считаться большим прегрешением».

Да, ложь – это зло, равно как и распространение случайно услышанных и пустых слухов.

Наилучшим для человека будет всегда следовать принципам честности и справедливости. Ведь любой обман при раскрытии порождает недоверие, неприязнь, отчуждение и даже враждебность. А раскрытие его неизбежно, ибо таковы законы бытия. Однажды, рано или поздно, обманщик оступится, проговорится, запутается в своей лжи, ведь человек слаб, а солгавший – слабее во много раз. Сама ложь есть признак бессилия, а истина – отражение непреклонной воли и силы. Говорить неправду – всё равно что сознательно навлекать на себя неприятности, позор и прочие беды.

Особо в исламе говорится о недопустимости обмана детей. Некоторые родители не воспринимают детей всерьёз, считая, что они «еще маленькие и ничего не понимают». Оттого и говорят им неправду легко и без каких-либо угрызений совести. Но такое поведение в корне неверно. Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) так говорил об этом: «Кто говорит ребенку – приди и возьми вот это», но при этом ничего не даёт, этот человек – обманщик» (Ахмад).

Сохранился интересный рассказ Абдуллы ибн Амира (да благословит его Создатель).

– Однажды в нашем доме гостил Посланник Всевышнего (мир ему и благословение Аллаха). И вот меня зовёт мама – «Поди сюда, кое-что дам». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) тут же спросил: «А что ты ему дашь?». Мама отвечает: «Фиником хотела угостить». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Хорошо, иначе тебе была бы засчитана ложь». (Абу Даут)

Также известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я обещаю дом в середине Рая тому, кто оставит ложь». (Абу Дауд). Ни одна бренная радость мира не заменит этого вознаграждения. Праведный образ жизни, честный и открытый нрав принесут человеку счастье в обоих мирах. Так стоит ли уступать минутной слабости и осквернять свою душу ложью, не лучше ли проявить смелость и отважно взглянуть в глаза действительности. В случае обмана вы навлечёте на себя гнев Всевышнего, принесёте в свою жизнь тревогу, недоверие и неразлучный спутник любойлжи – страх.

Да, именно страх преследует лжеца днём и ночью. На совести у такого человека всегда неспокойно, боязнь быть разоблачённым не оставляет его. Даже в тех случаях, когда нам кажется, что ничего страшного и никому наш обман не повредит, на душе всё равно остаётся осадок, щемящее ощущение чего-то неправильного, недостойного. Это испытывает тот, кому с детства внушали понятия о чести и праведности, а он в какой-то момент своей жизни оказался слаб. А как быть в том случае, когда человек рос, как цветок в пустыне, и ложь и обман стали для него так же естественны, как дыхание и сон? В таком случае рано или поздно жизнь его превращается в хаос, непрекращающуюся череду неприятностей и неудач. Пока он не вернётся на светлый путь, дорогу честности и добра, ему не обрести покоя. Мудрость ислама еще и в том, что никогда не поздно человеку вернутся к Всевышнему, главное, чтобы это шло от чистого сердца. 

Подводя итоги сказанному, еще раз хочу подчеркнуть, что ложь – это зло, враг каждого мусульманина. Да будем же мы честны и праведны,да не оставит нас милость Создателя!

 

 

Исенов Нариман

Наиб имам мечети «Нур-Астана

Поделиться: