Подавляющее большинство родителей уверены, что телефон, телевизор или компьютер — идеальный способ занять ребёнка. В этой статье приведены доводы педиатра о том, почему такой выбор — грубейшее заблуждение, которое только вредит умственному и физическому развитию детей. Также вы узнаете, сколько времени «в цифре» положено ребёнку от рождения до совершеннолетия.
У меня есть дочь. Ей три года, и она без ума от планшета, на котором в любой момент можно посмотреть любимую «Маша и Медведь или Свинку Пеппу». Я не вижу в этом ничего плохого, тем более что мультик очень жизнерадостный и познавательный. Как мне кажется, такой контент развивает у дочери положительные качества и учит чему-то новому. Также не стану кривить душой и признаюсь, что позитивная хрюшка перетягивает на себя внимание моего неуёмного счастья и даёт нам с женой некоторое время на передышку. Кажется, что вся семья в выигрыше!
Однако моё видение ситуации сильно пошатнулось, когда я прочитал статью Крис Роуэн (Cris Rowan), известного американского педиатра, изучающего влияние современных технологий на становление малышей. Предлагаю и вам познакомиться с «неудобными» доводами автора, которые будет нелегко принять таким неидеальным родителям, как я.
Неверное стимулирование мозга
Мозг младенца троекратно увеличивается в своих размерах от рождения до двух лет и продолжает расти вплоть до 21 года. Развитие мозга в раннем возрасте определяется раздражителями окружающей среды или их отсутствием. Стимулирование мозга избыточным воздействием гаджетов, интернетом или телевидением, как показывают исследования, связано с когнитивными задержками, повышенной импульсивностью, снижением способности к саморегуляции.
Задержка в развитии
Статичное времяпрепровождение влечёт за собой недостаток движения и может привести к задержке физического и умственного развития. Эта проблема стала очевидна в США, где каждый третий ребёнок поступает в школу, имея отставание в развитии, что ярко отражается на его успеваемости. Подвижность же улучшает внимание и способность к познанию нового. Учёные утверждают, что применение электронной техники вредит развитию детей и отрицательно влияет на их обучаемость.
Очень интересное исследование - эксперимент было проведено в университете Калифорнии в 2015 году. Создали две группы с детьми, в одной группе получилось 54 ребёнка, во второй 51. Одной группе раздали планшеты, телефоны и попросили пользоваться постоянно в течении 5 дней. Вторая группа в течении 5 дней проводила время в детском лагере на свежем воздухе, без планшетов.
После окончания эксперимента учёные сделали следующие выводы: дети, которые провели всё время с мобильными устройствами, намного хуже проявляли свои эмоции, иногда даже не понимали, что чувствует собеседник. Способность правильно определять эмоции людей, была значительно выше у детей, которые провели 5 дней в лагере. Общение в живую, без мобильных устройств, посредством жестов рук и мимики, языкового общения и эмоций улучшало навыки коммуникации.
Ожирение
Телевидение и компьютерные игры — пример непищевых привычек, которые напрямую связаны с эпидемией лишнего веса. Среди детей, которые балуются портативными устройствами, ожирение встречается на 30% чаще. Каждый четвёртый молодой канадец и каждый третий американский юнец страдают синдромом «широкой кости».
Шутки шутками, но среди детей с лишним весом в 30% случаев будет диагностирован диабет, а вдобавок к этому лица, страдающие ожирением, подвергаются более высокому риску раннего инсульта и сердечного приступа, серьёзно сокращая продолжительность своей жизни. Учёные бьют в колокола, призывая всех и каждого следить за тучностью детей, ведь первое поколение XXI века имеет большие шансы умереть раньше своих родителей.
Потеря сна
Сухие цифры по миру говорят, что 60% родителей вообще не контролируют, как тесно их чада дружат со всевозможными гаджетами, а три четверти семей разрешают детям таскать за собой электронику в кровать. Свечение экранов телефонов, планшетов и ноутбуков препятствует началу сна, что приводит к сокращению времени отдыха и недосыпанию. Учёные ставят недостаток наравне с недоеданием: и то и другое истощает организм, а соответственно, отрицательно сказывается на усвоении школьных уроков.
Психические заболевания
Ряд зарубежных исследований проводят чёткие параллели между видео-играми, интернетом, телевидением и их негативным влиянием на психику молодёжи. Так, игромания становится причиной неудовлетворённости жизнью, увеличения тревожности и усиления депрессии. Всемирная сеть, в свою очередь, приводит к замкнутости и развитию фобий. Этот список психических недугов можно смело дополнить биполярным расстройством, психозом, поведенческими отклонениями, аутизмом и расстройством привязанности, то есть нарушением тесного эмоционального контакта с родителями. К сведению, один из шести канадских детей имеет какое-либо психическое заболевание, что зачастую лечится лишь сильными психотропными препаратами.
Агрессивность
Повторим избитую истину: жесткость на ТВ и в компьютерных играх находит своё отражение в реальной жизни. Просто внимательно взгляните на участившееся физическое и сексуальное насилие в современных онлайн-СМИ, фильмах и телепередачах: надругательства, пытки, истязания и убийства.
Ребёнок получает готовую схему поведения, которую он может реализовать в окружающей его действительности. И самое важное, множество исследований приходят к одному и тому же выводу: насилие с экрана имеет как краткосрочный, так и долгосрочный эффект — агрессия может проявиться далеко не сразу.
Цифровая деменция
Научные наблюдения доказывают, что увлечение телевизором в возрасте от одного до трёх лет приводит к проблемам с концентрацией внимания к седьмому году жизни. Дети, которые не могут сосредоточиться, попросту теряют возможность что-либо узнать и запомнить. Постоянный поток быстрой информации приводит к изменениям головного мозга, а после к деменции — снижению познавательной деятельности с утратой ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.
Зависимость
Чем больше родители проверяют почту, стреляют в монстров и смотрят сериалы, тем больше они отдаляются от своих детей. Нехватка внимания от взрослых часто компенсируется всё теми же гаджетами и цифровыми технологиями. В отдельных случаях малыш сам становится зависимым от портативных устройств, интернета и телевидения. Каждый одиннадцатый ребёнок в возрасте от 8 до 18 лет — «цифровой наркоман».
Вредное излучение
В 2011 году Всемирная организация здравоохранения и Международное агентство по изучению рака классифицировали радиоизлучение сотовых телефонов и других беспроводных устройств как потенциальный канцероген, определив в группу 2B «возможно канцерогенных для человека» факторов. Однако следует учитывать, что дети более чувствительны к различным негативным воздействиям, поскольку их мозг и иммунная система всё ещё развиваются. Поэтому, говорят учёные, нельзя равнять риски для молодого и уже сформировавшегося организма. Также обсуждается мнение о том, что радиочастотные излучения должны быть реклассифицированы как 2А (вероятный канцероген), а не текущий 2В.
Заключение
Завершая свою статью, Крис Роуэн рекомендует временные рамки, которые являются приемлемыми для детей разных возрастов.
Возраст |
Время |
ТВ без насилия |
Мобильные гаджеты |
Видеоигры без жестокости |
0–2 |
нисколько |
никогда |
никогда |
никогда |
3–5 |
1 час в день |
никогда |
никогда |
|
6–12 |
2 часа в день |
никогда |
никогда |
|
13–18 |
2 часа в день |
лимит в 30 минут за день |
Смею предположить, что абсолютное большинство детей ежедневно выходит за лимиты, приведённые в таблице. Стоит ли из-за этого паниковать? Через какое-то время каждая семья узнает свой ответ, верный или ошибочный.
Духовно – просветительский портал «ummet.kz»