28
Сб,
дек

һижри

Молитве кающихся

Статьи
Объявление

В таких источниках по мазхабу имама Абу Ханифы (рохмтул-лахи `аляйхи), как «Фатхуль-Кадир», «Бадаигус-Санаи`», «Бахрур-Раик», «Раддуль-Мухтар» говорится о намазе, который состоит из шести ракаатов, и который совершается после вечернего (магриб) намаза. Этот намаз называется «солятуль-аууабин» (намаз кающихся).

Во всех четырех мазхабах совершение этого нафиль (дополнительного) намаза, является мустахабом (поощряемым, рекомендуемым).

Следует упомянуть об одной особенности, касающейся этой молитвы. Дело в том, что определение «солятуль-аууабин» (намаз кающихся) применяется и к другим дополнительным намазам. К примеру два ракаата сунны утреннего намаза были названы Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) «намазом кающихся».

Так наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто совершит два ракаата сунны утреннего намаза, а затем совершит предписанные два ракаата фарда с джамаатом, тому запишется, что он совершил намаз кающихся, и что он был в числе богобоязненных». (Абдур-Раззак, 3/4783)

Следующая молитва – намаз зуха. Посланик Аллаха сказал: «Постоянным в намазе зуха может быть лишь кающийся. И зуха является намазом кающихся». («Аль-Джами`ус-Сагир», 9955)

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает: «Мой любимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) дал мне совет совершать молитву зуха, так как она является молитвой кающихся».(«Сунану Аби Дауд», 1434)

Нафиль намаз, совершаемый когда начинает ощущаться жар, также называется молитвой кающихся. Зайд ибн Аркам (да будет доволен им Аллах) передает: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), увидев что жители Куба совершают намаз, сказал: «Время молитвы кающихся тогда, когда верблюжата начинают ощущать жару». («Сахиху Муслим», 748)

По мнению некоторых время «солятуль-аууабин» (намаза кающихся) наступает после перехода солнца через зенит. То есть с наступлением времени зухр (полуденного) намаза. (Ибн Абу Шайба, 2/5922)

Из сказанного выше становится ясным, что понятие «солятуль-аууабин» (намаз кающихся) применяется в обобщенном смысле, касательно различных дополнительных молитв. Что же касается шести ракаатов нафиль намаза, совершаемых после магриб намаза, то в книгах по фикху этот намаз именуется лишь этим названием. И по мнению некоторых сподвижников в некоторых аятах Корана говорится именно об этом намазе. Так Билял (да будет доволен им Аллах) говорит: «Когда был ниспослан аят: «В Наши знамения веруют только те, кто оставляют ложе, чтобы воззвать к Господу своему в страхе и надежде» (Ас-Сажда», 16 аят),-мы сидели в собрании. Некоторые сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершали намаз, совершаемый между магрибом и иша. Как раз в то время были ниспосланы аяты: «В Наши знамения веруют только те, кто оставляют ложе...». («Маджма`уз-Зауаид», 11266)

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах), относительно ниспослания этого аята, сказал, что в то время люди совершали намаз между магрибом и иша. Хасан (да будет доволен им Аллах) назвал этот намаз «киямуль-ляйль» (ночное бдение). («Сунану Аби Дауд», 1323)

То же самое было сказано Анасом (да будет доволен им Аллах) о ниспослании 17-го аята суры «Аз-Зарият». (Байхаки, 3/4525)

В другом риуаяте имам Байхаки передает следующие слова известного ученого из числа табигинов Ибн Аль-Мункадира (да будет доволен им Аллах): «Я слышал, как Абу Хазим (да будет доволен им Аллах) сказал: «Под словами «В Наши знамения веруют только те, кто оставляют ложе...» подразумевается «солятуль-аууабин», совершаемый между намазами магриб и иша». (Байхаки, 3/4527)

Что касается хадиса, то Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Намаз, совершаемый между магрибом и иша, является намазом кающихся». («Аль-Джами`ус-Сагир», 8804)

Выше, во всех хадисах, мы упоминали о главном достоинстве этой молитвы. Что е касается других ее достоинств, то Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто совершит после магриба шесть ракаатов намаза, и не произнесет между ними ничего плохого, эт будет приравнено к 12 годам поклонения». («Сунану Ибн Маджа», 1167)

Хотя некоторые ученые квалифицировали этот хадис как дагиф (слабый), он упоминается в числе сахих (сильных) хадисов сборника хадисов Ибн Хузаймы.

В другом своем изречении Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто после магриб намаза, прежде чем заговорить, совершит шесть ракаатов намаза, тому простятся грехи, совершенные им на протяжении пятидесяти лет». («Канзу Аль-`Уммаль», 19430)

Мухаммад ибн Аммар (да будет доволен им Аллах) передает: «Заметив, как Аммар ибн Ясир (то есть, мой отец) совершил после магриба шесть ракаатов молитвы, я спросил: «О отец! Что это за молитва?» И он ответил: «Я видел, как мой любимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил шесть ракаатов намаза после магриба, и сказал: «Кто совершит после магриба шесть ракаатов намаза, тому простятся грехи, даже если будут они подобны пене морской».(«Маджма`уз-Зауаид», 3380)

Время между вечерним (магриб) и ночным (иша) намазами считается самым удобным временем для поклонения. Это время, когда заканчивается работа и люди возвращаются домой. И к сожалению для многих мусульман бывает предпочтительным лежать перед телевизором, нежели пойти в мечеть, чтобы духовно отдохнуть в поклонении после дневной суеты. И нет сомнения в том, что те, кто так и делает, удостаиваются бечисленных воздаяний. И чем больше число ракаатов, тем больше будет воздаяний. Именно на это указывают следующие хадисы.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Для того, кто совершит между магрибом и иша десять ракаатов намаза, будет воздвигнут дворец в джаннате». («Канзу Аль-`Уммаль», 19426)

«Для того, кто совершит между магрибом и иша двадцать ракаатов намаза, Всевышний Аллах возвигнет дом в джаннате».(«Сунанут-Тирмизи», 435)

Выше было сказано о шести ракаатах молитвы кающихся. Здесь же речь идет о десяти и двадцати ракаатах намаза. И как мы видим воздание за эту молитву соразмерно числу ракаатов в нем. Так что же мешает нам совешить больше?!

Что касается порядка совершения намаза аууабин, то его шесть ракаатов предпочтительно совершать по два ракаата. Можно и следующим образом: 4 + 2, или 2 + 4.

Многие сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а также табигины (да будет доволен ими Аллах) поступали согласно сказанному выше, и были примером для последующего поколения мусульман. К примеру такие сподвижники, как Абдуллах ибн Мас`уд, Абдуллах ибн амр, Абдуллах ибн Омар, Салман Фарси, Анас ибн Малик, а также табигины Асуад ибн Язид, Мухаммад ибн Мункадир, Суфйан Ас-Саури и др. (да будет доволен всеми ими Аллах) весь вечер проводили в поклонении.

И хотя большинство иснады вышеперечисленных хадисов являются слабыми, действия вышеперечисленных личностей указывают на истинность сказанного. (Маарифус-сунна», 4 том, 114 стр.) К тому же слабость иснада не может быть причиной аннулирования действительности намаза кающихся. Ведь в этом случае намаз аууабин приобретает статус мустахаба. То есть намаза, совершение которого является поощрительным, на что и указывается в источниках, заслуживающих доверия.

Абдуссамад Махат

наиб имам центральной мечети «Нур Астана»

 

 

Поделиться: