Слово «таджвид» буквально означает «улучшение», «доведение до совершенства». Если вы что-то делает с таджвидом, это значит, что вы пытаетесь придать плодам своего труда наивысшие качества, сделать их настолько совершенными, насколько это возможно.
Но в специальном смысле это слово используется в отношении науки правильного чтения и произношения слов и стихов Корана. Известно, что существует определенная связь между прямым значением слова и его специальным употреблением; буквальное значение данного слова так или иначе связано с совершенствованием действия или исполнения, каковым является чтение Корана, когда мы говорим о науке таджвида.
Когда в первые века после своего появления ислам начал стремительно распространяться, особенно среди неарабских народов, мусульманские ученые решили, что пришла пора разработать свод правил, которым руководствовались бы изучающие Коран. То есть, таджвид предназначался для людей, которые хотели научиться правильно читать Коран. Впрочем, это не отрицает тот факт, что Коран нельзя изучить самостоятельно, без помощи опытного наставника.
Уникальная система изучения Корана, основанная на принципе иснада, давно заслужила признание как проверенный метод обучения чтению Корана и таджвиду. Согласно системе, основанной на иснаде, учащийся должен научиться читать наизусть весть Коран от начала до конца, выполняя все правила таджвида. В случае успешной сдачи экзамена, учитель удостоверяет его квалификацию в чтении Корана и обучении этому искусству других, при этом выдается сертификат, который называется «иджаза».
Обычно в иджазе перечисляются вся цепочка наставников учителя, выдавшего сертификат («иснад» или «санад» — непрерывная цепочка учителей, восходящая к Пророку). По определению ученых, таджвид это наука о том как «произносить звук, соответствующий каждой букве с присущими ей особенностями артикуляции, и обеспечивать правильную звуковую передачу свойств каждого звука — как истинных, так и обусловленных».
Под «истинными» ученые подразумевают постоянные характеристики звука, без которых его правильное произнесение было бы невозможным. «Обусловленными» они называют свойства, которые влияют на звук, передаваемый буквой, возникающие под влиянием тех или иных условий, например, расположения буквы в слове, ташкиля, свойств предыдущих и последующих букв и т.д. Обычно учебник по таджвиду начинается с введения, которое поясняет значение и особенности чтения Корана, условия, необходимые для правильности чтения, исламское правило соблюдения таджвида при чтении Корана и виды чтения в зависимости от скорости. Суть таджвида, как ясно указывает приведенное выше определение, связана с правильным произношением Корана, для которого необходимо усвоить следующие основные разделы:
- Место артикуляции букв (махаридж аль-хуруф)
- Характеристики буквы (сифат аль-хуруф)
- Другие правила таджвида, связанные с изменением звука определенных букв в зависимости от их местоположения в слове или окружающих букв, например правила Н и М без огласовки (ахкам ан-нун валь мим ас-сакина) и типы долгих гласных (мудуд). Те, кто изучает фонетику, могут узнать эти правила, потому что они похожи на фонетические. Например, принцип «идгам» похож на принцип ассимиляции в фонетике. Ученые таджвида считают обязательным соблюдать эти правила при чтении Корана.
Всемогущий Аллах сказал: «… читай Коран размеренным чтением» (аль-Муззамил 73:4).
Это означает, что нужно читать Коран медленно, со смирением (хушу) и размышлением, соблюдая правила таджвида, такие как удлинение долгих гласных (мадд аль-мамудуд) и укорочение кратких (каср аль-максур)… Слова из вышеназванного аята являются приказанием, потому что они стоят в форме повелительного наклонения, и нет никаких указаний на возможность другого толкования (аль-Марсафи, Хидайат аль-Кари’ила Таджвид Калам аль-Бари).
Один из первых специалистов в области таджвида имам ибн аль-Джазари в своем труде «Тухфатул-атфал» — знаменитом учебнике таджвида для начинающих — указывает, что правила таджвида являются обязательными для соблюдения; а те, кто их не соблюдает, совершают грех, потому что Коран был явлен Аллахом и передан нам с правилами таджвида.
Однако другие ученые придерживаются того мнения, что правила таджвида лишь рекомендованы (мустахаб), а не обязательны (ваджиб) для выполнения, при условии, что с точки зрения арабского языка слова произносятся правильно, и нет никаких ошибок. Тем не менее, мусульманин должен прилагать все свои усилия, чтобы улучшить свое чтение.
Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что Пророк (мир ему и благословение), сказал: «Тот, кто искусно читает Коран, присоединяется к благородным, искренним и записывающим ангелам. А тот, кто запинается при чтении Корана, и чтение Корана трудно для него, получит двойную награду» (аль-Бухари, Муслим)
Таджвид — это только одно из проявлений того, как Аллах защищает Коран от любого повреждения. Даже краткое знакомство с книгами по таджвиду позволит удостовериться в том, какое внимание уделяется малейшим деталями произношения Корана. Все это для того, чтобы через четырнадцать веков после ниспослания Пророку (мир ему и благословение) Коран звучал в точности так, как его читал сам Пророк.
Кроме того, передача Корана на основе иснада гарантирует, что правила таджвида полностью выполняются, что обеспечивает высочайшее качество и точность передачи Корана из поколения в поколение. В конце концов, таджвид – это одна из наук, таких как кираат (наука о видах чтения Корана) и ар-расм ва-дабт (наука о методах каллиграфии), созданных специально для служения Корану и охранения его от искажения.
Ummet.kz