21
Чт,
нояб

һижри

Что может служить уважительной причиной отсутствия на коллективной молитве

Намаз

Ниже перечислены причины, в силу которых с человека снимается обязанность участия в коллективной молитве.

  1. Сообщается, что (однажды) в холодную и дождливую ночь Ибн Умар призвал людей на молитву, а потом сказал: «Молитесь на своих местах». Потом он сказал: «В холодные и дождливые ночи Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказывал муэдзину говорить: “Молитесь на своих местах”» (аль-Бухари).

Уважительной причиной отсутствия на коллективной молитве может служить и сильная грязь. Сообщатся, что однажды в дождливый день, когда земля была покрыта грязью, Ибн Аббас обратился с проповедью, а когда во время призыва муэдзин дошел до слов: “Спешите на молитву!”, он велел: “Скажи: Молитесь на своих местах”. (Услышав это), люди стали переглядываться так, будто это им не понравилось, а он сказал: “Вам, кажется, не понравилось это, однако так поступал и тот, кто лучше меня!”, имея в виду Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). И он сказал также: “Действительно, (присутствие на пятничной молитве) обязательно, но я не хотел ставить вас в затруднительное положение!”» (аль-Бухари).

  1. Опасение перед тем, что если человек примет участие в коллективной молитве, то на него самого или на его имущество кто-нибудь покусится, или он лишится своего имущества. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «… тот кто услышит призыв, и ему не помешает откликнуться на него какая-нибудь уважительная причина». Люди стали спрашивать: «Страх или болезнь, а иначе не будет принята совершенная человеком молитва» (Абу Дауд; Ибн Хиббан).
  2. Болезнь или увечье (например, паралич или отсутствие нижней конечности). Обязанность участие в коллективной молитве снимается и с того, кто ухаживает за больным, если его отсутствие причинит больному вред.
  3. Оправданием отсутствия на коллективной молитве может служить то, что подается еда, если человек голоден, или то, что во время молитвы его будет отвлекать необходимость сдерживать позывы к удовлетворению естественных потребностей (это не относиться к пятничной молитве).

Передают, что Пророк сказал: «Если кому-либо из вас подадут ужин, и в это время будет объявлено о начале молитвы, начинайте с ужина, и никому не следует торопиться, пока он не закончит есть». Сообщается, что, когда перед Ибн Умаром ставил еду во время объявления о начале молитвы, начинайте с ужина, и никому не следует торопиться, пока он не закончит есть». Сообщается, что, когда перед Ибн Умаром ставили еду во время объявления о начале молитвы, он не являлся на коллективную молитву, пока не заканчивал есть, хотя определенно слышал чтение имама (аль-Бухари).

Пророк сказал: «Не (следует человеку совершать) молитву ни (в том случае), когда подана еда, ни (в том), когда отвращают его (от молитвы позывы к удовлетворению большой и малой нужды)» (Муслим). Передают, что, говоря об этом, Абу ад-Дарда сказал: «Человек, поступающий таким образом, приступает к молитве с чистым сердцем, не отвлекаясь ни на что, и это свидетельствует о его правильном понимании религии» (аль-Бухари).

Следует отметить, что человек, который не явился на коллективную молитву по уважительной причине, но намеревался принять в ней участие и поступил бы так, если бы не та причина, по милости Аллаха получит такую же награду, как участник коллективной молитвы, поскольку Пророк сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) лишь то, что он намеревался (обрести)…» (Муслим).

 

 

Ханафитский фикх

Ummet.kz

Поделиться: