Ниже перечислены причины, в силу которых с человека снимается обязанность участия в коллективной молитве.
- Сообщается, что (однажды) в холодную и дождливую ночь Ибн Умар призвал людей на молитву, а потом сказал: «Молитесь на своих местах». Потом он сказал: «В холодные и дождливые ночи Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказывал муэдзину говорить: “Молитесь на своих местах”» (аль-Бухари).
Уважительной причиной отсутствия на коллективной молитве может служить и сильная грязь. Сообщатся, что однажды в дождливый день, когда земля была покрыта грязью, Ибн Аббас обратился с проповедью, а когда во время призыва муэдзин дошел до слов: “Спешите на молитву!”, он велел: “Скажи: Молитесь на своих местах”. (Услышав это), люди стали переглядываться так, будто это им не понравилось, а он сказал: “Вам, кажется, не понравилось это, однако так поступал и тот, кто лучше меня!”, имея в виду Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). И он сказал также: “Действительно, (присутствие на пятничной молитве) обязательно, но я не хотел ставить вас в затруднительное положение!”» (аль-Бухари).
- Опасение перед тем, что если человек примет участие в коллективной молитве, то на него самого или на его имущество кто-нибудь покусится, или он лишится своего имущества. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «… тот кто услышит призыв, и ему не помешает откликнуться на него какая-нибудь уважительная причина». Люди стали спрашивать: «Страх или болезнь, а иначе не будет принята совершенная человеком молитва» (Абу Дауд; Ибн Хиббан).
- Болезнь или увечье (например, паралич или отсутствие нижней конечности). Обязанность участие в коллективной молитве снимается и с того, кто ухаживает за больным, если его отсутствие причинит больному вред.
- Оправданием отсутствия на коллективной молитве может служить то, что подается еда, если человек голоден, или то, что во время молитвы его будет отвлекать необходимость сдерживать позывы к удовлетворению естественных потребностей (это не относиться к пятничной молитве).
Передают, что Пророк сказал: «Если кому-либо из вас подадут ужин, и в это время будет объявлено о начале молитвы, начинайте с ужина, и никому не следует торопиться, пока он не закончит есть». Сообщается, что, когда перед Ибн Умаром ставил еду во время объявления о начале молитвы, начинайте с ужина, и никому не следует торопиться, пока он не закончит есть». Сообщается, что, когда перед Ибн Умаром ставили еду во время объявления о начале молитвы, он не являлся на коллективную молитву, пока не заканчивал есть, хотя определенно слышал чтение имама (аль-Бухари).
Пророк сказал: «Не (следует человеку совершать) молитву ни (в том случае), когда подана еда, ни (в том), когда отвращают его (от молитвы позывы к удовлетворению большой и малой нужды)» (Муслим). Передают, что, говоря об этом, Абу ад-Дарда сказал: «Человек, поступающий таким образом, приступает к молитве с чистым сердцем, не отвлекаясь ни на что, и это свидетельствует о его правильном понимании религии» (аль-Бухари).
Следует отметить, что человек, который не явился на коллективную молитву по уважительной причине, но намеревался принять в ней участие и поступил бы так, если бы не та причина, по милости Аллаха получит такую же награду, как участник коллективной молитвы, поскольку Пророк сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) лишь то, что он намеревался (обрести)…» (Муслим).
Ханафитский фикх
Ummet.kz