Вопрос: Как совершался тарауих намаз в эпоху Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?
Ответ: Мать правоверных Айша (да будет доволен ею Аллах) передает:
أن رسول الله صلّى الله عليه وسلّم صلّى في المسجد، فصلّى بصلاته ناس، ثم كثروا من القابلة، ثم اجتمعوا الليلة الثالثة أو الرابعة، فكثُرُوا، فلم يخرج إليهم رسولُ الله صلّى الله عليه وسلّم، فلما أصبح قال: قد رأيتُ الذي قد صنعتُم البارحة، فلم يمنَعْني أن أخرجَ إليكم إلاَّ أني خشيتُ أن يُفرَضَ عليكم، وذلك في رمضان
«Расулуллах (да благословит его Аллах и приветствует) совершил намаз в мечети. К нему присоединились люди. На следующий день людей в намазе было еще больше. Затем, в третью или же четвертую ночь собралось еще больше людей. Но Расулуллах (да благословит его Аллах и приветствует) не вышел молиться с ними. Затем утром Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал им: «Я видел, как вы вчера совершали намаз. И меня удержало от совершения с вами намаза лишь то, что я побоялся, что совершение тарауих намаза джамаатом может стать для вас предписанием». (Ахмад)
Как свидетельствует Абу Зар Аль-Гифари (да будет доволен им Аллах), в то время люди совершали тарауих намаз на протяжении ночи, вплоть до предрассветного времени. И люди опасались, что они не успеют совершить сухур (прием пищи пред рассветом). И это была одной из причин того, что Расулуллах (да благословит его Аллах и приветствует) не совершал тарауих намаз с джамаатом на протяжении Рамазана.
После этого, в эпоху Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), тарауих намаз уже не совершался джамаатом. Также было и во время правления первого праведного халифа Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), вплоть до правления второго праведного халифа Омар ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах).
В первый год правления Омара (да будет доволен им Аллах) никто не мог осмелиться изменить этот порядок. Но произошло следующее…
Абдуллах ибн Абдул-Кари (да будет доволен им Аллах) передает:
خرجت مع عمر بن الخطاب رضي الله عنه ليلة في رمضان إلى المسجد، فإذا الناس أوزاع متفرقون، يصلي الرجل لنفسه، ويصلي الرجل فيصلي بصلاته الرهط، فقال عمر: إني أرى لو جمعت هؤلاء على قارئ واحد لكان أمثل، ثم عزم فجمعهم على أبي بن كعب، ثم خرجت معه ليلة أخرى والناس يصلون بصلاة قارئهم، قال عمر: نعم البدعة هذه، والتي ينامون عنها أفضل من التي يقومون، يريد آخر الليل، وكان الناس يقومون أوله
«В одну из ночей Рамазана я пошел с Омаром (да будет доволен им Аллах) в мечеть, где люди совершали намаз. Кто-то молился обособленно, кто-то молился джамаатом. И Омар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я думаю будет хорошо, еси они будут совершать намаз за одним карием». После чего приказал людям молиться за Убай ибн Кагбом (да будет доволен им Аллах). На следующюю ночь я вновь пошел с Омаром (да будет доволен им Аллах). Люди молились, стоя за одним карием. И тогда Омар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Какое же это прекрасная бидга (новшество)! Совершение намаза в начале ночи предпочтительнее, чем совершение его в конце ночи дома». (Бухари)
Это произошло во втором году правления Омара (да будет доволен им Аллах).
Таким образом, во времена правления Омара (да будет доволен им Аллах), мусульмане стали совершать тарауих намаз за такими известными хафизами, как Убай ибн Кагб и Тамим Ад-Дари (да будет доволен ими Аллах).
Таким образом, традиция, заложенная самим Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а затем продолженная вторым праведным халифом Омаром ибн Аль-Хаттабом (да будет доволен им Аллах), продолжается по сей день.
Абдуссамад Махат, «Рамазан – вопросы и ответы»