28
Вс,
апр

һижри

Как защититься от сглаза в Исламе

Статьи
Объявление

В Исламе имеет свое место такое понятие как сглаз. Это значить, нанесение вреда другому человеку недобрым завистливым взглядом. Сглаз может быть намеренным – когда, человек хочет специально сделать другому что-то плохое – от зависти. Но иногда это может произойти не специально, когда человек восхищается и сильным восхищением. Например, человек восхищается тем, что видит, а созерцаемое в свою очередь получает отрицательный импульс, частично или полностью теряет то, чем восхитились.

Ибн аль-Джаузи считал: «Сглаз может произойти в результате сильного восхищения чем-то, зависти, а также если смотрящий таит в себе желание принести вред, словно он ядовитое насекомое» [1].

Истина в вопросе сглаза состоит в том, что Всевышний, при взгляде одного человека на другого с восхищением или, например, с завистью, превращает воздействие такого взгляда в форму последующего недуга или плохого самочувствия последнего. Это воздействие может быть изначально отражено посредством произнесения формулы удаления себя от зла с помощью Всевышнего [2].

Кроме того, исламские ученые утверждали: Творец установил закономерности присутствия в телах и душах различного рода сил и возможностей, зачастую скрытых. К примеру, услышав в свой адрес похвалу, человек может покраснеть, в момент испуга –побледнеть. Некоторые очень легко поддаются воздействию сглаза и практически сразу начинают чувствовать недомогание. Все это происходит в результате определенных закономерностей, заложенных Творцом в душах. А так как большая часть внешних воздействий на уровне душ происходит посредством глаз, то эти процессы были названы сглазом, хотя глаз как человеческий орган влияния не имеет. Он всего лишь проводник процессов, происходящих на духовном уровне. В свою очередь души по силе влияния и восприимчивости значительно отличаются друг от друга.

Недаром говорят, что глаза – это зеркало души. Психологи уже давно выяснили, что при взгляде на любого человека мы смотрим сначала в его глаза. На них мы останавливаемся на долю секунды, затем перебегаем на губы (это второй объект нашего внимания) и т. д. То есть из выражения глаз мы получаем от человека основную информацию о нем самом и его возможных намерениях.

Сущность сглаза в том, что воздействие происходит по воле Творца. Оно не ограничено телесным соприкосновением, может произойти через взгляд или душевный настрой, формулы-заклинания, а порой и в результате воображения, фантазии. Тот, кто имеет сильное воздействие взглядом, пускает «ядовитые стрелы» на уровне души, в пространстве духовного общения. И если такая стрела настигает тело того, душа которого не защищена от внешних воздействий, то происходит сглаз. В то же время, если человек имеет определенные формы защиты, то «стрела» может быть отражена и даже возвращена к тому, кто ее «выпустил» [3]. 

Человек категорически не должен идеализировать и преувеличивать свои возможности, иначе он быстро может быть лишен того, что временно приобрел. Если верующий хорошо это понимает и никогда не забывает об этом, то он практически на сто процентов, по милости Всевышнего, защищен от сглаза «Благое, постигающее тебя, о человек, – от Аллаха (Бога, Господа)» [4].  

Нужно знать, что запретными являются визиты к колдунам и магам с целью снятия порчи или сглаза, так как колдовство является одним из страшнейших грехов в исламе. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) обращался к своим сподвижникам: «Остерегайтесь семи страшнейших грехов, среди которых: придание Аллаху сотоварищей, колдовство, убийство невинного, ростовщичество, посягательство на имущество сироты, бегство с поля битвы, клевета на праведную женщину» [5].

Здесь можно привести хадис имама Малика и имама Ахмада, где имеется более подробное объяснение через описание реальной ситуации, произошедшей при жизни пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). При жизни Пророка был такой человек как Сахль ибн Хунийф и ‘Амир ибн Раби‘а. Сахль обладал хорошим телосложением и необычайно светлой для арабов кожей. Когда он, находясь в пути вместе с Пророком, решил облиться и оголил значительную часть тела, ‘Амир, увидевший его, восхищенно воскликнул: «Никогда не видел такой прекрасной кожи!» В ту же минуту Сахль ибн Хунийф упал на землю резко ослаб, почувствовал недомогание.

Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) оповестили о случившемся, добавив, что он не сможет идти дальше. Он спросил: «Вы кого-то подозреваете в случившемся?» А узнав о восхищении ‘Амира, воскликнул: «За что некоторые из вас убивают братьев своих сглазом и завистью?! Почему ты, ‘Амир, к своим словам не добавил мольбу о баракате для своего брата Сахля?  Омойся!» ‘Амир омыл лицо, кисти рук, локти, колени, ступни ног и содержимое штанов, так, чтобы вода стекала в посудину, из которой он черпал воду. Затем собранную воду не опуская на землю вылили на Сахля (которого сглазили) со спины, на голову и спину, а посудину, перевернув, положили на землю позади него. Сразу после этого самочувствие Сахля восстановилось, и он продолжил путь вместе со всеми [6].

Таким образом мы видим, что в целом, ислам не отрицает существование сглаза. В качестве подтверждения этому можно привести слова Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), который сказал: «Сглаз есть истина» [5]. При этом другой хадис говорит нам о необходимости остерегаться от его проявлений: «Остерегайтесь сглаза, прибегая к Аллаху» [7].

Рекомендуемые действия, которые должен совершать мусульманин, поражённый сглазом, или при риске поражения сглазом:

1. быть настойчивым в чтении зикров и молитв, переданных от Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) – читать их ежедневно утром и вечером;

2. многократно читать Аятуль-Курси, суры Аль-Фатиха, Аль-Фаляк и Ан-Нас;

3. скрывать своё тело (те места, которые нельзя показывать другим), иначе говоря – не показывать его там, где находятся люди;

4. что касается женщины, которая не одета по исламским положениям, то она из-за этого, во-первых, впадает в грех, во-вторых, подвергается опасности заработать сглаз.

5. мусульманке нужно одеваться по исламским требованиям (головной убор (платок) и длинное и не обтягивающее платье) –  то есть нужно скрывать свою красоту от чужих мужчин.    

От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Сглаз – это истина, и если бы что-нибудь могло опередить предопределение, то это был бы сглаз, а поэтому, если вас просят совершить полное омовение, совершайте его» [8].  Совершение омовения всегда помогает мусульманину сохранится от всех бед и дурных взглядов.

Кайрбеков Нурлан

Заместитель (наиб) имама мечети «Нур-Астана»;

PhD-религиовед, исламовед.


[1] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 21. С. 393, в самом начале главы о сглазе.

[2] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 246.

[3] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 246.

[4]. Халифа Алтай. Құран Кәрим қазақша мағына және түсінігі. Фаһд Патшаның Құран   Шәриф басым комбинаты. Перевод смыслов Священного Корана, сура «Ниса», 79 аят.

[5]. Этот хадис приводиться от имама аль-Бухари и имама Муслима.

[6]. Имам Малик. Аль-муватто. С. 716, 717, хадисы № 1746, 1747; аль-Бенна; Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 189, 190, глава № 48, хадис № 155; аль-‘Аскаляни.

[7].  Этот хадис приводиться от имама Ибн Маджа.

[8] Этот хадис приводиться от имама Муслима.

Поделиться: