27
Ср,
нояб

һижри

Мусульманин между активностью и пассивностью

Статьи
Объявление

В последнее время довольно часто можно услышать разговоры об активности и пассивности человека. В данной статье мы постараемся разобраться, что же на самом деле подразумевают под собой два этих понятия?

Активность – это такое состояние человека, когда он поглощен каким-либо делом, чувствует ответственность перед остальными людьми за это дело и делает все от себя зависящее ради его выполнения осуществления.

Активное отношение к жизни связано с такими понятиями, как инициативность, позитивность, ответственность, отзывчивость и продуктивность. Позитивный человек преисполнен энтузиазма, излучает радость, он подвижен и активно взаимодействует с окружающими людьми.

Что же касается пассивного образа жизни, то это состояние наоборот, сопряжено с такими понятиями, как замкнутость, отчужденность, толстокожесть, негативное отношение к жизни и лень. Пасивный человек зациклен на самом себе, все его заботы ограничиваются только им самим, его совершенно не интересуют окружающие люди. Такой человек предпочитает во всем играть вторые роли, отставляя лидирующие места другим.

Из таких людей формируется слабое общество, ибо каждый его член живет только ради себя самого и за счет окружающих его людей. У такого общества не может быть будущего, оно постепенно скатывается в пропасть.

 

Разница между активным и пассивным человеком

Активный человек отличается от пассивного, как день отличается от ночи, как живое отличается от мертвого, как жизнь отличается от небытия. И доказательством этому является следующий аят из Корана:

«Аллах также привел притчу о двух мужах, один из которых – немой, ни на что не способен и обременяет своего господина. Куда бы его ни послали, он не приносит добра. Разве он равен тому, кто повелевает быть справедливым и следует прямым путем?» (Коран, 16:76).

В данном аяте пассивный человек характеризуется арабским словом «кяль», которое в переводе на русский означает «обременяющий, из-за своей бездеятельности и лени», что по степени даже хуже, чем просто «негативно настроенный». Ибо негативный человек из-за своего отрицательного отношения к жизни является просто неэффективным. Что же касается того, о котором идет речь в аяте, то он является обременяющим для окружающих людей. Он подобен немому – не разговаривает, не подает голоса.

Такой человек становиться в тягость для общества. Во всех его начинаниях и поползновениях преобладает пессимистический настрой.

Эффективность такого человека во всех сферах жизнедеятельности находиться на самом низком уровне, он ни в чем не видит успеха. Выражение «Путь в тысячу миль начинается с одного шага» чуждо его пониманию. У него не хватает энтузиазма даже на то, чтобы сделать этот первый шаг, поэтому он остается бездеятельным. Разум такого человека преисполнен жалобами на судьбу и множеством причин, «оправдывающих» его бездеятельность.

Что же касается активного человека, то он характеризуется как «тот, кто повелевает быть справедливым». Во всех сферах жизни такой человек руководствуется принципом справедливости – он соблюдает баланс между правами и обязанностями, то есть он четко осознает не только свои личные права, но и обязанности, которые перед ним стоят. Это делает его продуктивной личностью, занимающей активную позицию в жизни; личностью открытой для взаимодействия с окружающими ее людьми. Такой человек всегда думает о создании и развитии того, что может быть полезным для других и устранении того, что может навредить.

Разве можно этих двух людей уподобить друг другу?

 

Важность положительного отношения к жизни

Пассивность – самый страшный недуг, который может поразить человека и общество в целом.

Активность же, наоборот, является одной из главных причин развития и процветания общества. Опыт человечества показывает, что общество достигает успеха благодаря инициативным и положительно настроенным людям; людям, обладающим амбициозными идеями и сильной волей. Как говориться в Коране:

«Господь твой не уничтожал селения [города, цивилизации; их обитателей], проявляя несправедливость, когда среди жителей были те, кто старался исправить все к лучшему» (Коран, 11:117).

Заметьте, в аяте не говориться «те, кто был праведным» (по-арабски «салихун»), а «те, кто старался исправить все к лучшему» (муслихун), ибо между этими двумя понятиями есть разница. Дело в том, что праведность человека является его личным делом и остается между ним самим и Господом, тогда как стремящийся исправлять к лучшему исправляет не только самого себя, но и призывает к этому других.

Когда инициативный мусульманин сталкивается с проблемой, он думает над тем, как ее решить, когда же проблема постигает пассивно настроенного мусульманина, он убеждает себя в том, что у проблемы нет решения, и даже более того – в самих вариантах решения проблемы он умудряется увидеть дополнительные проблемы. Инициативный мусульманин полон идей, пассивный – полон оправданий. Инициативный мусульманин видит в действиях и проявлении усердия надежду, тогда как пассивный видит в этом трудности и дискомфорт. Активный мусульманин оказывает влияние на обстоятельства, мусульманин пассивный, наоборот, подвергается влиянию обстоятельств. Активный мусульманин смотрит в будущее, пассивный – его опасается. Активный мусульманин обогащается мирской жизнью, пессимист, наоборот, отягощается ею.

 

Инициативность пророка Мухаммада

Десятый год пророческой миссии был нелегким для Посланника Аллаха. Вначале умер его дядя Абу Талиб, который защищал его от нападок курайшитов, а затем и его первая жена Хадиджа. В биографии Пророка этот год известен как «год печали». После смерти Абу Талиба давление курайшитов усилилось, и Пророк решил отправился в Таиф, чтобы призвать местное население к исламу и заручиться их поддержкой. Однако жители Таифа ответили Пророку оскорблениями и унижениями, а когда он покидал город, забросали его камнями.

Пророк тогда рассказывал:

«Мне пришлось претерпеть от твоих соплеменников многое, но самым тяжким из всех был день Акабы, когда я предложил Ибн Абд Йаляйлю бин Абд Кулялю (один из вождей племени Сакиф в Таифе) последовать за мной, он не дал мне того ответа, которого я от него ожидал. Тогда я ушёл, испытывая огорчение, и пришёл в себя, только когда добрался до Карн ас-Саалиб (местечко вблизи Мекки). Там я поднял голову, и оказалось, что я стою в тени облака, взглянув на которое я увидел на нем Джибрила. Он обратился ко мне и сказал: «Поистине, Аллах слышал, что сказали тебе твои соплеменники и какой ответ они тебе дали, и Аллах направил к тебе ангела гор, чтобы ты приказал ему сделать с ними, что пожелаешь». А потом ко мне обратился ангел гор, который поприветствовал меня и сказал: «Мухаммад, приказывай, что пожелаешь! Если хочешь, я обрушу на них две горы!» На это Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Нет, я прошу лишь о том, чтобы Аллах произвел от них тех, кто станет поклоняться одному лишь Аллаху и ничего более наряду с ним!»

И надежды пророка Мухаммада оправдались. Мусульманская община пополнилась такими людьми как Акрама (да будет доволен им Аллах), который был сыном Абу Джахля, одного из самых злостных противников Пророка; и Халид ибн Уалид – сподвижник и мусульманский полководец, получивший прозвище «Сейфулла» («Мечь Аллаха»), который был сыном Уалида ибн Мугиры. Последнему был обещано адское наказание в 74 суре Корана.

Мусульманин никогда не теряет надежду, а на сложившиеся обстоятельства, какими бы они ни были, он смотрит с позитивным настроем и оптимизмом.

От Абу Хурайры передается следующее высказывание Пророка (мир ему и благословение):

«Если скажет человек: «Пропали (эти) люди!» – (значит,) он является самым пропащим из них».

Данный хадис передается в двух версиях. В первой версии употреблено арабское слово «ахлякухум», что является превосходной степенью прилагательного «пропащий», то есть «самый пропащий». В этом хадисе Пророк говорит нам о том, насколько вопиющими являются слова человека, сказавшего в адрес каких-либо людей, что они являются пропащими. Ведь такими высказываниями человек выносит приговор, окончательное суждение о будущем людей, что является скрытым знанием (гайб), которое ведомо только Всевышнему, и получить которое человек может только посредством откровения, ниспослание которого прекратилось со смертью пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Человек, произнесший такие слова, именуется в данном хадисе как самый пропащий.

В другой версии данного хадиса употребляется то же слово, но с другой огласовкой – «ахлякахум». С этой огласовкой это слово уже приобретает форму глагола и означает «привел к гибели». То есть человек такими словами губит остальных людей, лишая их надежды на милость Всевышнего Аллаха.

Вот, что в комментарии к этому высказыванию Пророка, говорит известный исламский ученый Хафиз ибн Абд-аль-Бар:

«Все ученые едины во мнении относительно того, что человек может произносить такие слова не иначе как, исходя из презрительного и издевательского отношения к людям и чувства собственного превосходства».

Вот как комментирует данный хадис другой исламский ученый:

«Если человек порицает людей, постоянно вспоминает их грехи, говорит, что, мол, люди стали порочными и из-за этого они погибнут и тому подобное, то Пророк (мир ему и благословение) говорит, что такой человек является самым пропащим из них, что он находиться в еще более плохом положении. А все потому, что он приобретает грех за осуждение и порицание людей, что в свою очередь могло привести его к самолюбованию и чувству превосходства. Он считает, что он лучше и наиболее достойный, чем другие, и эти мысли приводят его к гибели».

Задумайтесь, какими последствиями могут быть чреваты такие слова. И это всего лишь слова. Они не наносят ущерб имуществу, не несут угрозы для жизни людей или их чести. Но, несмотря на всю безобидность этих слов, они являются порицаемыми. А все потому, что тот, кто их произносит, обладает негативным взглядом на общество. Из-за своей пассивной позиции в жизни такой человек не верит в то, что существующее положение можно изменить действиями и своими словами вселяет в других людей негативное настроение и пессимизм, тем самым отбивая у них охоту что-либо менять.

В биографии известного исламского полководца Масламы ибн Абдуль-Малика передается такой случай. Однажды мусульманское войско держало в осаде одну из крепостей римлян. Пробраться внутрь крепости было практически невозможно, ибо она была хорошо защищенной. Единственным слабым местом у нее был сточный канал, через который из города выходили нечистоты. Тогда Маслама обратился к солдатам: «Кто проберется через канал и отвернет валун, который держит врата, чтобы мы смогли войти?!». Выполнить задачу вызвался один человек с закрытым лицом. Он смог проникнуть в тоннель и открыть мусульманам врата крепости. По окончании боя Маслама пожелал щедро вознаградить этого человека за его геройский поступок и обратился к войску: «Где тот, кто отворил нам врата?» Однако ответа не последовало. Тогда Маслама сказал: «Этот человек может прийти ко мне в любое время дня или ночи». Ночью к нему явился человек, который сказал, что он откроет свое лицо, если Маслама пообещает выполнить три условия: не сообщать его имя правителю исламского государства, не давать ему никакую награду и не выделять его среди остальных. После того как Маслама дал слово, человек открыл свое лицо, а затем удалился.

Передается, что после этого случая Маслама часто взывал к Аллаху с мольбой:

«О Аллах, воскреси меня с этим человеком [имея ввиду того, кто пробрался в тоннель]».

 

Коранические примеры инициативности

История верующего человека

В Коране упоминается история одного верующего человека, который стал призывать свой народ последовать учению посланников Аллаха:

«С окраины города второпях пришел мужчина и сказал: "О мой народ! Последуйте за посланниками…» (Коран, 36:20).

Во-первых, в данном аяте отмечается, что этот мужчина пришел с окраины города. В древние времена в отдаленных от центра районах обычно проживали люди, которые занимали слабое место в обществе – бедные и неимущие. Однако этого человека не остановил его социальный статус и расстояние, которое ему необходимо было преодолеть, он занял ответственную позицию и принял твердое решение отправиться к своему народу и призывать его к вере в Бога и праведному образу жизни.

Во-вторых, в аяте арабское слово «раджуль» (мужчина) употреблено без определенного артикля «аль-», что указывает на то, что этот мужчина не принадлежал к лидерам своего народа, а был простым человеком.

В-третьих, в аяте говориться, что этот человек не просто шел, а шел спешно. Это говорит о том, что у него было настолько сильное стремление и желание принести пользу окружающим его людям, что это заставило его идти второпях.

Затем он обратился к людям: «О мой народ! Последуйте за посланниками…». В то время проповеднической деятельностью в его обществе уже занимались три божьих посланника. Другой человек на его месте мог бы подумать, что, мол, три посланника призывают людей к вере в Господа, куда мне до них, какая от меня там может быть польза, они и без меня справятся… Но этот мужчина был не таким. Он по собственной инициативе отправился к своему народу и стал побуждать их прислушаться к словам посланников. Он стал обращать внимание людей на честность посланников:

«Последуйте за теми, кто не просит у вас награды и следует прямым путем»(Коран 36:21).

Затем он стал приводить окружающим логические аргументы:

«И почему бы мне не поклоняться Тому, Кто сотворил меня и к Кому вы будете возвращены? Неужели я стану поклоняться другим богам помимо Него? Ведь если Милостивый пожелает причинить мне зло, то их заступничество ничем не поможет мне, и они не спасут меня. Вот тогда я окажусь в очевидном заблуждении. Воистину, я уверовал в вашего Господа. Послушайте же меня» (Коран, 36:22-25).

Этот мужчина является примером искренне верующего человека, вера которого побудила его проявить инициативу и прилагать усилия на пути призыва ко Всевышнему и делать это открыто. «Воистину, я уверовал в вашего Господа. Послушайте же меня», – говорит этот человек. Однако людям не понравились его слова и они убили его.

Но на этом история не заканчивается. После смерти этому человеку было сказано:«Войди в Рай!» Он сказал:

«О, если бы мой народ знал, за что мой Господь простил меня и что Он сделал меня одним из почитаемых!» (Коран, 36:26-27).

Удивительно! Даже после смерти, даже после того, как этому человеку сообщили, что он войдет в Рай, его сердце по-прежнему горело желанием делиться полезным с людьми и наставлять их. Он не стал их ругать и поносить. Вместо этого он пожелал, чтобы его народ узнал о его судьбе после смерти, возможно, это наставит их на праведный путь.

В комментарии к данному аяту Ибн Аббас сказал:

«При жизни он наставлял свой народ словами «О мой народ! Последуйте за посланниками…», а после смерти – «О, если бы мой народ знал, за что мой Господь простил меня и что Он сделал меня одним из почитаемых!».

 

Инициативность муравья

Однажды пророк Сулейман (Соломон) собрал свои войска для военного похода и отправился в путь. Через какое-то время они достигли долины, где обитали муравьи. Среди огромного множества насекомых только одна муравьиха заняла ответственную позицию и решила предупредить своих собратьев о надвигающейся опасности. Увидев огромное войско, муравьиха воскликнула:

«О муравьи! Войдите в свои жилища, чтобы Сулейман (Соломон) и его воины не погубили вас, даже не почувствовав этого» (Коран, 27:18).

В этой же суре приводиться другая история – об удоде. Пророк Сулейман, будучи ответственным правителем и полководцем, принял решение осмотреть свое войско. Напомним, что войско Сулеймана состояло из людей, джиннов и птиц.

«Осматривая птиц, он сказал: "Что со мной? Почему я не вижу удода? Или же он оказался в числе отсутствующих?» (Коран, 20-21).

Пророк Сулейман обладал всеми необходимыми качествами лидера:

Ответственное отношение к своему делу: он ежедневно осматривал свое войско.

Рассудительность: не заметив удода в рядах своей армии, он не стал спешить с обвинениями, а спросил, есть он или нет, так как он мог просто затеряться среди членов огромного войска.

Решительность: он пригрозил удоду наказанием за отсутствие.

Справедливость: он потребовал от удода объяснить причину своего отсутствия, чтобы не подвергать его незаслуженному наказанию. Сулейман предоставил птице право высказаться в свою защиту.

Причина отсутствия удода была следующей: он летал в страну Саба, которая располагалась на юге Аравийского полуострова, в районе современного Йемена (царство пророка Сулеймана находилось в Палестине). Он увидел, что жители этого государства поклоняются Солнцу.

Тогда пророк Сулейман отправил удода обратно с посланием царице, управлявшей этим государством, которая в последующем уверовала в Единого Господа. Так, удод стал причиной, по которой целый народ был наставлен на праведный путь.

Пассивность – это именно та болезнь, которая поразила сегодняшнее мусульманское сообщество, включая и представителей интеллигенции. Мы ждем, пока нам скажут, что делать.

Эта пассивность или безынициативность привела к тому, что у нас атрофировалось чувство собственной индивидуальности и самостоятельности, чувство активности и ответственности. Мы перестали беспокоиться о будущем исламской уммы, нам чуждо понятие взаимодействия и сотрудничества. Мы не стремимся что-то улучшать и исправлять по личной инициативе, а ждем, пока не найдется человек, который вменит нам это в обязанность приказом. Пассивность поразила многие сферы жизнедеятельности исламского сообщества, в том числе и сферу призыва к исламу.

Именно ощущение самостоятельности побудило удода проявить инициативу. Он не ждал, пока ему отдадут приказ. Им двигало усердие на пути призыва к религии Аллаха – он решил посмотреть поклоняются ли Ему жители Сабейского царства.

 

Принцип позитивности в Сунне Пророка

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение от Всевышнего) побуждал мусульман быть открытыми по отношению к другим, сотрудничать и принимать участие в общих делах: посещать собрания, на которых поминалось имя Аллаха; проведывать больных, участвовать в похоронных процессиях; помогать нуждающимся, наставлять полезным советом и обучать.

Посланник Аллаха проявлял интерес к всему, что могло принести пользу, даже если оно исходило от немусульман, и побуждал всех следовать этому, подчеркивая при этом, что мусульманин должен принимать участие в любом полезном деле. Так, еще в доисламское время пророку Мухаммаду довелось присутствовать при заключении договора получившего название «Хильф-аль-Фудуль» («Союз чести») между племенами курайшитов. Данный договор был призван стоять на защите слабых, притесненных и бедных.

Посланник Аллаха так отзывался об этом событии:

«Я присутствовал на собрании «Хильфу’ль-Фудуль», состоявшемся в доме Абдуллаха ибн Джудана… Я настолько был доволен этим собранием, что если бы Мне дали рыжих верблюдов, то я не обрадовался бы больше. Если бы Меня пригласили в это общество даже сейчас, то я вновь благосклонно отнесся бы к этому предложению…»

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) еще до того, как Аллах возложил на него пророческую миссию, всегда стремился приносить пользу всем людям без исключения. Вот, что сказала ему жена Хадиджа после того, что с ним произошло в пещере Хира:

«Клянусь Аллахом! Он никогда не опозорит тебя, ведь ты поддерживаешь родственные связи, помогаешь слабым, обеспечиваешь неимущих, оказываешь почтение гостям и помогаешь тем, кто попал в затруднительное положение».

В качестве примера к последнему можно вспомнить случай из жизни Пророка, когда он помог одному бедуину вернуть свой долг от Абу Джахля, одного из предводителей язычников Мекки. Бедуин был чужаком – он принадлежал к другому племени, ни у кого не было дела до его проблем, к тому же был немусульманином. Однако то, что этот человек не исповедовал ислам, не помешало Посланнику Аллаха предоставить свою помощь.

Дело было вот в чем. Этот бедуин из племени Араш пришел в Мекку со стадом верблюдов, которых у него купил Абу Джахль, выражаясь современным языком, в рассрочку. Однако Абу Джахль намеренно затянул с выплатой долга чужестранцу. Не получив свои законные деньги бедуин отправился к Каабе и стал кричать: «О племя курейшитов! Кто заступиться за меня перед Ибн Хишамом, я не из местных, и я путник. Он поступил со мной несправедливо!» В то время возле Каабы сидела группа курейшитов и один из них, услышав причитания чужестранца, указал ему на Пророка Мухаммада, который в то время находился недалеко от Каабы, и сказал: «Видишь вон того мужчину. Иди к нему, он тебе поможет». Курейшиты решили посмеяться, ибо знали, насколько Абу Джахль ненавидел Пророка (мир ему и благословение).

Посланник Аллаха, услышав историю бедуина, отправился с ним к Абу Джахлю. Курейшиты в свою очередь отправили одного из своих, чтобы он проследил, чем всё закончится. Затем этот человек рассказал, как все происходило.

Пророк пришел к дому Абу Джахля и постучал в дверь. На вопрос «Кто там?», Посланник Аллаха ответил: «Это Мухаммад! Выходи». Абу Джахль вышел бледный, на нем не было лица. Пророк сказал: «Верни этому человеку то, что ты ему должен». «Конечно, я сейчас же все ему верну», – ответил Абу Джахль. Затем отправился в дом и вернулся с деньгами.

После произошедшего Абу Джахль пришел к курейшитам. «Что с тобой случилось? Ей-богу, как ты мог так поступить?» – сказали его соплеменники. На что он ответил: «Да ну вас! Ей-богу, как только он постучался ко мне в дверь и я услышал его голос, я весь пришел в ужас. А когда я вышел к нему, у него за спиной стоял огромный самец-верблюд. Я никогда не видел такого страшного верблюда с такой мордой, такой шеей и такими клыками. Ей-богу, если бы я отказался, он сожрал бы меня».

Также нам всегда стоит помнить хадис Пророка:

«Каждое доброе дело является милостыней».

Смысл этого высказывания заключается в том, что у человека есть много хороших вещей, которые он может дать людям и самому себе, как подаяние, улыбка, устранение препятствий на дороге, восхваление Всевышнего и т.д.

В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Если кто-то из вас застанет Судный День и у него в руке будет саженец, то путь посадит его».

Данное высказывание побуждает мусульман не тянуть с совершением добрых дел, а делать их сразу, как только предоставляется возможность.

Передается, как однажды Хосров вышел на охоту и увидел старика, который садил оливковые деревья. Царь остановился и сказал ему: «Оливковые деревья начинают приносить плоды только через 30 лет, так зачем же ты их садишь, ведь ты уже дряхлый старик?». На что старец ответил: «О, владыка, до нас жили люди, которые посадили растения, из которых мы едим. Так же и мы – садим для тех, кто придёт после нас». Услышав эти слова, Хосров сказал: «Зах!» (Выражение «Зах!» часто использовалось персидскими царями для выражения довольства.

Произнесение этого слова также означало, что человеку, обрадовавшему царя, в качестве награды будет выдана тысяча динаров). После чего старик получил свои деньги. Затем старик продолжил: «О, владыка, оливковое дерево родит по истечении 30 лет, а это дерево принесло свои плоды только что». На что Хосров ответил: «Зах!», – и выдал старику еще тысячу динаров. На этом старик не закончил и вновь промолвил: «О, владыка, оливковое дерево плодоносит только один раз в год, а это родило только что причем дважды». Хосров вновь сказал: «Зах!», – дал старику еще тысячу и ускакал, промолвив: «Если бы мы постояли у него еще немного, у нас опустели бы сокровищницы».

 

Как стать активным человеком?

Существует множество факторов, способствующих развитию инициативности и позитивного отношения к жизни. Вот несколько из них:

Знание. Постоянное наблюдение и анализ различных сфер жизни способствует расширению кругозора у индивида. Человек начинает находить новые возможности, которые ранее попросту не замечал.

Уверенность в себе. Многие из нас не используют возможности для развития и совершения благих дел для себя или для других людей из-за сомнения в своих силах и принижения собственного достоинства. Человек сам убедил себя в том, что не может быть полезным обществу, тогда как именно благодаря уверенности в себе человек способен преодолевать трудности и брать любые барьеры.

Склонность к авантюризму. Безусловно, желание идти на риск должно быть трезвым, лишенным необдуманности и легкомыслия. Для человека, который не боится идти на риск, постоянно открываются новые перспективы, его голова полна различный вариантов решения ситуаций. Встретив перед собой очередное препятствие, он не будет падать духом и расстраиваться, а просто возьмётся за альтернативный вариант преодоления этого препятствия.

 

 

Поделиться: