По воле Всевышнего Аллаха мы находимся накануне трех священных месяцев лунного календаря – раджаб, шагбан и рамазан.
В 36-ом аяте суры «Ат-тауба» Всевышний Создатель сказал: «Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев в двенадцать согласно Писанию Своему. Четыре месяца из них запретные, и этот закон религии вечен. Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе». Из чего следует, что 12 месяцев в году – это не измышление какого-либо творения, а порядок, установленный самим Всевышним Создателем.
Что касается «четырх запретных месяцев», то здесь речь идет о месяцах мухаррам, зуль-ка`да, зуль-хиджа и раджаб. При чем месяц мухаррам является первым месяцем лунного календаря.
Само слово «мухарам» означает «священный, запретный». Поэтому даже в эпоху джахилии в этом месяце запрещалось кровопролитие.
Раджаб – седьмой месяц лунного календаря, в котором также было запрещено кровопролитие.
«Зуль-Ка`да» означает – пребывание на одном месте. Согласно этому названию арабы воздерживались от совершения набегов на соседние племена.
Зуль-Ка`да является одинадцатым месяцем лунного календаря.
Зуль-Хиджа – заключительный, двенадцатый месяц лунного календаря. Само название «зуль-хиджа» происходит от корня «совершать паломничество». И согласно этому названию именно в месяц зуль-хиджа совершается хадж в Мекку.
Что касается месяца шагбан, то в корне слово «шагбан» означает «разделение». Согласно этому названию арабские племена отправлялись в походы и совершали набеги.
Как вы помните Всевышний Аллах сказал: «Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе». Именно этот запрет Всевышнего превозносит вышеперечисленные месяцы связенными.
Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), давая разъяснение к данному аяту, сказал: «Всевышний Аллах запретил грешить в любом из двенадцати месяцев, а затем определил четыре месяца как запретные. Тем самым Всевышний Аллах указал на их святость. Поэтому совершение грехов в эти четыре месяцы является тяжким преступлением, а совершение добра – большим благом, воздаяние за которое соответствует совершенному деянию».
Катада (рохматул-лахи аляйхи) сказал: «Всевышний Аллах среди всех созданий особо выделил два творения. То есть среди ангелов и людей Всевышний Аллах особо выделил пророков. Среди слов Всевышний Аллах особо выделил зикр, на земле – мечети, среди месяцев – Рамазан и священные месяцы, среди дней – пятницу, среди ночей – Ночь предопределения».
Что касается собятий, произошедших в месяце раджаб, то в обязательном порядке следует упомянуть об аль-исре и аль-мирадж.
Аль-Исра – перенос ночью из Мекки в Иерусалим.
Аль-Миградж – вознесение в небеса.
Всевышний Аллах сказал: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть Аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он – Слышащий, Видящий». («Аль-Исра», 1 аят)
Аль-Исра было предназначено, чтобы почтить Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), укрепить его сердце, а также утешить его после смерти его дяди Абу Талиба и жены Хадиджи (да будет доволен ею Аллах) в Год Печали, и после страданий, испытанных им в Тоифе.
Также следует упомянуть и о том, что среди ученых существует более десяти мнений относительно даты аль-исра и аль-миградж. Так, на это указывал имам Ибн Хаджар (рохматул-лахи аляйхи). Но большинство ученых сходятся на том, что аль-исра и аль-миградж произошло в 27-ую ночь месяца раджаб. Истина ведома одному лишь Всевышнему.
Как бы там не было, каждый мусульманин воспринимает аль-исра и аль-миградж в качестве неоспоримого доказательства пророчества нашего досточтимого пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Уместно будет напомнить, что именно в ночь аль-исра мусульманам было предписано совершение ежедневного пятикратного намаза. И именно после этой благословенной ночи Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) удостоился титула «Ас-Сыддык» (наичестнейший). Да и как иначе?! Ведь в тот момент в души многих мусульман стали закрадываться сомнения относительно пророчества нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). И Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), без капельки сомнения, уверовал в истинность вознесения нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в небеса.
Месяц раджаб называют «месяцем Аллаха». В соответствии этому статусу Всевышний Аллах прощает грехи и дарует высокие степени тому, кто, из уважения к этому месяцу, держит пост и поклоняется Ему.
В хадисе, переданном имамом Абу Даудом от Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Время вернулось, приняв тот вид, который оно имело в тот день, когда Аллах создал небеса и землю. Год состоит из двенадцати месяцев, четыре из которых являются запретными (священными). Три из них – зуль-ка'да, зуль-хиджа и мухаррам – следуют друг за другом, а четвёртым является раджаб мудара, занимающий своё место между месяцами джумада (санийа) и шагбаном».
В этом хадисе наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указывает на неправомерность действий арабов в эпоху джахилии (насил - менять месяцы местами под предлогом забывчивости). Дело в том, что арабы, в эпоху невежества, вносили изменения в порядок священных месяцев, меняя их местами ради своих интересов. Так, они воевали в запретные месяцы, и при этом объявляли другие месяцы священыми. Обосновывали же это они своей забывчивостью.
После ниспослания Ислама «насил» был запрещен: «Откладывание запретного месяца только увеличивает неверие. От этого неверующие впадают в заблуждение. В один год они объявляют его дозволенным, а в другой – запретным, чтобы уравнять количество месяцев, которые Аллах сделал запретными. Они объявляют дозволенным то, что запретил Аллах, и их злодеяния кажутся им прекрасными». («Ат-Тауба», 37 аят)
Это лишь малая часть того, что можно рассказать о священном месяце раджаб. И мы надеемся, что даже это будет поощрять нас совершению как можно большего числа поклонений в этот священный месяц.
И да дарует нам Всевышний Аллах свою милость в этот благословенный месяц! Аминь!
Абдуссамад Махат
наиб имам центральной мечети «Нур Астана»