21
Чт,
нояб

һижри

Ханафитский мазхаб (школа) в Центральной Азий

Вероубеждение
Объявление

Наверно, уже все современные мусульмане знают, что придерживается мазхаба (школы) или мнения ученного-муджахида необходимо и относятся к этому вопросу очень серьезно.

У нас в Казахстане с первых дней истории Ислама, мусульмане в основном слушают мнение и решения ученых именно Ханафитской школы. Поэтому мы еще раз хотим рассказать о Ханафитской школе в Исламе.

За четырнадцать веков существования исламского вероучения возникло большое количество богословских школ. В первые золотые века развития исламской научной мысли появились десятки выдающихся ученых-богословов, а на основе их трудов — сильные школы практического применения Священного Корана и Сунны.

Дальнейшее практическое развитие и широкое распространение получили только четыре мазхаба (школы), так как они вобрали в себя все грани пророческого наследия и тем самым были достаточны для становления мусульманского общества.  В Казахстане же изначально уже был выбран путь Ханафитской школы. Это наследие доказало свою жизнеспособность, актуальность, соответствие канонам, выработало механизмы практического применения священных текстов.   

Ханафитский мазхаб является самым распространённым среди всех правовых школ. Ханафиты живут в Средней и Центральной Азии, Казахстане, Турции, Ближнем Востоке, на Балканах и в других странах.  Ханафитская школа исламского права сложилась в VIII в. в Ираке. С Абу Ханифы начинается письменная традиция в исламском богословии. Ему приписывается первое исламское сочинение по догматике «Асл ат-таухид». Он является первым, кто применил методы казуистического (от слова «казус» – происшествие) исследования правовых вопросов таким образом, что стало возможным сближение религиозных положений и требований повседневной жизни. Кроме того, Абу Ханифа и его ближайшие последователи разработали методику использования рационалистических принципов суждения по аналогии (кийас) и предпочтения (истихсан) при решении правовых вопросов. Им также обоснована возможность использования норм обычая (‘урф) в качестве одного из источников права.

Именно ученые Ханафитского мазхаба (школы) четко используя этот подход дедукции, смогли кодифицировать и систематизировать большой хадисный материал (по источнику, по иснаду, по степени достоверности), что создало широкие возможности для развития мусульманского права.

Также следует помнить, что Имам Абу Ханифа жил во времена сахабов и табиинов, чьи слова не требовали проверки и подтверждения передатчиков, и поэтому он не нуждался в подтверждении своего фикха. Особое подтверждение и проверка стали необходимостью в исламе уже после времени Абу Ханифы, когда появились люди, которые ложно передавали хадисы или высказывания Пророка и сахабов. Поэтому, к Имаму Абу Ханифе и его мазхабу необходимо относиться очень серьезно и ответственно, так как он стоит у истоков Сунны и является её распространителем.

Кайрбеков Нурлан

Наиб-имам мечети «Нур-Астана»,

PhD-религиовед, исламовед.

Поделиться: