21
Чт,
нояб

һижри

Вопрос о ношении коротких штанов

Вероубеждение
Объявление

Среди большинства мусульман повелось называть за­чинщиков разногласий «короткими штанами» (людьми в коротких штанах). Видимо, такое название появилось из-за того, что относящиеся к этой категории люди уделяли этому вопросу - вопросу ношения коротких штанов - осо­бое внимание и множество раз спорили по этому поводу с большинством людей; резко обвиняли тех, кто не походил на них самих в ношении одежды, выносили в отношении них разные фатвы и положения.

И хотя в настоящее вре­мя об этом говорят не так уж много, все же, учитывая, что этот вопрос все еще существует и есть вероятность, что люди могут столкнуться с ним, мы сочли приемлемым из­ложить мнения улемов по этому вопросу.

Большинство улемов утверждает, что недоразумения возникли в силу того, что зачинщики разногласий в этом вопросе действовали на основе своего однобокого вос­приятия благородных хадисов, переданных по этой теме.  Надеемся, что будет понятнее, если поясним это мнение, представив примеры из благородных хадисов.

Абдуррахман (р.а.) сказал:

«Я спросил Лбу Саъида об изаре. Он сказал:

«Попал на сведущего. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Изар мусульманина - до поло­вины голеней, но нет затруднения или нет греха в том, что [он будет] между ними и щиколотками. То, что будет ниже щиколоток, то это в огне».

Передали Абу Давуд, Бухари и Насаи.

Новые захириты (буквальное понимание Корана и сунны) крепко цепляются за буквальные смыслы этого и подобных этому хадисов, и не устают вы­носить фатвы о том, что каждый, у кого штанины или брю­ки спускаются ниже щиколоток, попадет в ад. И пришли они к такому выводу из-за того, что не соблюдают про­стое правило: прежде чем выносить решение по какому- нибудь вопросу, следует собрать все хадисы по одной те­матике и проанализировать их путем сопоставления. На самом же деле, если мы не очень поняли смысл одного ха- диса или обнаружили в нем какую-либо неординарность, необходимо сразу же изучить все другие хадисы по этому вопросу. Только так - путем общего сопоставления у нас появится возможность правильно понять этот хадис.

Люди, услышав заявления новых захиритов о том, что человек, нижние концы штанин которого свисают ниже щиколоток, попадет в ад, непременно задумаются: «Неу­жели даже богобоязненный, набожный, правоверный, по­ клоняющийся человек, пребывающий в Исламе, попадет в ад только за то, что его штанины свисают ниже лодыжек?»

Но факихи мусульманской уммы, которые следуют при­знанным мазхабам фикха в Ахлус сунна вал джамаа в от­личие как от старых, так и новых захиритов, смотрели на этот вопрос совсем иначе. Как и все другие вопросы, так­же и этот вопрос они решили, следуя известному прави­лу - собирать и сопоставлять все хадисы одной тематики перед вынесением решения по вопросу этой тематики, а также основываться на общих целях, мудрости и правилах Ислама - последней и совершенней религии Всевышнего Аллаха, действительной до Судного дня, везде и всегда указывающей человечеству путь счастья в обоих мирах.

Сначала они рассмотрели общие учения Ислама, касащиеся ношения одежды, и нашли об этом два приводи­мых ниже хадиса и подобных им нескольких текстов: Передается от Амра ибн Шуаъйба, он - от своего отца, а тот - от его деда:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Ешьте, пейте, одевайтесь и давайте милосты­ню, без расточительства и гордыни».

Этот хадис излагает общее исламское правило для случаев, повседневно повторяющихся в жизни человека. Некоторые выбирают аскетический образ жизни в еде, питье и благотворительности и затрудняют себя, воздер­живаясь от естественного. Таких, правда, сейчас мало.

А кто-то считает, что жизнь состоит лишь из наслаж­дений и все свои возможности направляет на их дости­жение. Такие расточительствуют во всем - и в еде, и в питье, и в одежде, и даже в подаянии. Но плохо то, что поскольку их мировоззрение в этих вопросах изначально ошибочно, все это они делают с гордыней. Кушают, пьют, одеваются и дают милостыню только ради хвастовства. К сожалению, такие сейчас составляют большинство. Передается от Абу Хурайры (р.а.): «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

- Человек, который шел, любуясь своими локонами и одеяниями, вдруг провалился сквозь землю [поглоти­ла земля]. И он [теперь] будеть проваливаться [все глуб­же] в землю, пока не настанет Час [Судный день]».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рассказывает, ка­ким плачевным оказался исход одного человека из про­шедших умм, который высокомерничал из-за своей при­ украшенной внешности и нарядных одеяний, и отвергает нас с вами - мусульман от подобного.

Этот несчастный человек отрастил волосы до плеч с намерением похвастаться. Он также носил пышные на­ряды, чтобы вызвать зависть у остальных. Однажды, ког­да он «шел, любуясь своими локонами и одеяниями, вдруг провалился сквозь землю», его поглотила земля.

Таких высокомерных, зазнавшихся распутников, ко­торые смотрят на других свысока при наличии у них ник­чемных вещей, важничают и зазнаются из-за своей одеж­ды, земля не станет носить на себе и готова поглотить. Но дело на этом не заканчивается. Напротив, как сказал в продолжение хадиса Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «И он [теперь] будет проваливаться» в зем­лю все глубже и глубже, пока не настанет Судный день.

Теперь он будет подвергаться мучению, проваливаясь сквозь землю, вплоть до Судного дня. Что же с ним бу­дет в Судный день, это определит только Сам Всевышний Аллах. Поэтому каждый, кто не хочет ввергнуться в такое состояние, ни в коем случае не должен высокомерничать своей одеждой.

Передается от Ибн Умара радияллаху анху:

«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Свешивание – в изаре, в рубахе и чалме. Кто станет высокомерно свешивать одно из них, не взглянет Ал­лах на него в Судный день».

Передали АбуДавуд и Насаи.

Слово, которое мы перевели как «свешивание», на арабском звучит как исбал и означает высокомерное и хвастливое излишнее свешивание одежды, то есть наро­читое удлинение одежды сверх надобности, в результате чего одежда свисает больше, чем нужно.

Изар - это одеяние из материи наподобие той, что ис­пользуется для чалмы, которым прикрывается нижняя часть тела. Однако под этим словом подразумевается лю­бая одежда, которая прикрывает часть тела ниже пояса. Словом «рубаха» мы перевели арабское комийс, кото­рое хотя и означает традиционную рубаху арабов, но так­же подразумевает и другие схожие одежды для верхней части тела. К «свешиванию рубахи» относится также и излишнее удлинение ее рукавов из-за высокомерия.

Чалма - это головной убор, известный всем. Свеши­вание чалмы несоотвествующим шариату образом - это излишнее удлинение ее свисающего конца из-за высоко­мерия.

Как видим, термин «свешивание одежды» распростра­няется не только на штаны или брюки, но и на другие виды одежды. Во всех видах одежды порицается наличие в их свешивании высокомерия, кичливости.

Само собой напрашивается вопрос: «А что если человек надевает свисающую одежду без высокомерия, не для хва­стовства?» Такой же вопрос возникал и у почтенных спод­вижников. Ниже рассмотрим хадис, который содержит в себе такой вопрос и ответ на него.

Передается от Ибн Умара радияллаху анху:

«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

  • Кто волочит свою одежду с высокомерием, не взглянет на него Аллах в Судный день.

Абу Бакр сказал:

  • О Посланник Аллаха! Один край моего изара воло­чится, если не буду придерживать его от этого.

Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

- Ты не из тех, кто делает это от высокомерия».

В древности, как и сейчас, некоторые люди применяли разные способы для того чтобы хвастаться, кичиться, высо­комерничать и принижать. Одним из таких нелепых спосо­бов является проявление высокомерия в ношении одежды. Общеизвестно, что Ислам предписал харамом любые про­явления зазнайства и высокомерия. В их числе последняя и совершенная религия Аллаха объявила харамом чванство и зазнайство в ношении одежды. Притом, как видим из этого хадиса, они объявлены харамом в категорической форме:

«Кто волочит свою одежду с высокомерием, не взглянет на него Аллах в Судный день»

В те времена, в условиях Аравии высокомерие в ноше­нии одежды выражалось в удлинении одеяний больше, чем нужно, когда люди важничали, волоча по земле за со­бой длинные подолы, ни в грош не ставя других. В хадисе речь идет о том, что Всевышний Аллах даже не взглянет на того, кто поступает так, что такой раб-негодяй лишит­ся благосклонности своего Господа. Оказаться в таком жалком положении в Судный день - это тяжелое несча­стье для человека. Поэтому очень чуткий Абу Бакр ас-Сыддик (р.а.) содрогнулся, услышав эти слова от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

«Абу Бакр (р.а.) сказал: «О Посланник Аллаха! Один край моего изара волочится, если не буду придерживать его от этого».

Как мы узнали выше, изар - это одеяние, которое прикрывает тело ниже пояса. Изар Абу Бакра (р.а.) был длинным и посему, если он не придерживал его рукой, один край изара спадал на землю. По тому, как он задал вопрос, не может ли также и это обстоятельство стать причиной несчастья в Судный день, видно, как он тревожится по поводу своего исхода. Может ли действи­тельно случиться такое? Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ответил на этот вопрос:

«Ты не из тех, кто делает это от высокомерия».

Значит, основная причина зла заключается в зазнай­стве. И вероятность того, что зазнайство может случить­ся у таких выдающихся личностей, как Абу Бакр (р.а.), особенно мала. Достаточно свидетельства самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Мусульманин должен быть далек от всякого проявле­ния зазнайства, кичливости и высокомерия. В частности, он не должен допускать чванства посредством одеяний, о котором мы узнали из этой главы. В качестве меры пре­досторожности против этого рекомендуется остерегать­ся даже приближения к одеяниям, могущим привести к высокомерию.

Если быть точнее, в этом вопросе только один аспект становится причиной для разногласий. Никто не разногла­сит в том, что высокомерное свешивание одежды является харамом. Разногласие возникает в ответе на вопрос: «Что будет, если позволять свешиваться ниже лодыжек таким одеяниям, как изар и заменяющим его брюкам (их штани­нам), без высокомерия?».

Новые и старые захириты в ответ на этот вопрос вы­сказывают резкие и категоричные слова. Но все осталь­ные, приводя в качестве довода хадис об Абу Бакре Сыддике (р.а.), считают, что если это происходит не от высокомерия, то чрезмерно категоричные высказы­вания неуместны. Этот вопрос не должен вызывать раз­ногласий.

Требования шариата относительно ношения одежды: одеваться для прикрытия аврата[1], свободно от зазнай­ства, без высокомерия. Если человек одевает длинные брюки именно с намерением высокомерия, то в этом случае хукм этого хадиса распространяется на эти случаи. Однако нет ничего зазорного в том, чтобы одевать традиционную одежду, любой длины, и нет нужды порицать это. 

Еще хотелось бы отметить несколько важных деталей относительно одежды, которая надевает­ся для намаза, для посещения мечети.

В этом вопросе ограничимся только изложением на­ших окончательных выводов, не вдаваясь в подробности.

Во-первых, для намаза желательно надевать самое лучшее из того, что человек имеет.

Во-вторых, одежда для намаза должна быть такой, что­бы это не мешало совершению намаза с наличием хушуьи хузуъ[2] [3]. Иными словами, она не должна быть слишком широкой или узкой, чрезмерно длинной или чрезмерно короткой. Одежда должна быть настолько удобной, чтобы не приходилось ее поправлять каждый раз при соверше­нии рукуъ и саджды.

В-третьих, и это самое важное требование - нужно одеваться так, чтобы при совершении рукуъ и саджды не раскрывались части аврата (например, поясница, область пупка и т. д.). В противном случае это может нарушить намаз самого совершающего намаз, а также может стать причиной изъяна в намазах окружающих людей.

 --------------------------------------------------------------------------

[1]      Аврат - «стыд», «срам»; срамные места человеческо­го тела. Аврат мужчин - от пупка до колен; аврат женщин - все части тела, за исключением лица, ладоней и вообще кистевой части рук, а также ног от кончиков пальцев до щиколоток.

[2]    Хушуъ - «смиренность», «спокойствие», «душевный покой», «безмятежность», «почтительность»; Это качество присуще как душе, так и телу. То есть это когда человек всем своим существом чувствует величие и величавость Всевышнего Аллаха и проявляет перед Ним смиренность.

[3]    Хузуъ - «покорность», «приниженность», «подчине­ние», «повиновение»; Проявление своей абсолютной покорности перед Всевышним Аллахом с сознанием при этом своей ничтожности.

 

 

Материал подготовил: Альменов Е. Е. 

Поделиться: