Среди большинства мусульман повелось называть зачинщиков разногласий «короткими штанами» (людьми в коротких штанах). Видимо, такое название появилось из-за того, что относящиеся к этой категории люди уделяли этому вопросу - вопросу ношения коротких штанов - особое внимание и множество раз спорили по этому поводу с большинством людей; резко обвиняли тех, кто не походил на них самих в ношении одежды, выносили в отношении них разные фатвы и положения.
И хотя в настоящее время об этом говорят не так уж много, все же, учитывая, что этот вопрос все еще существует и есть вероятность, что люди могут столкнуться с ним, мы сочли приемлемым изложить мнения улемов по этому вопросу.
Большинство улемов утверждает, что недоразумения возникли в силу того, что зачинщики разногласий в этом вопросе действовали на основе своего однобокого восприятия благородных хадисов, переданных по этой теме. Надеемся, что будет понятнее, если поясним это мнение, представив примеры из благородных хадисов.
Абдуррахман (р.а.) сказал:
«Я спросил Лбу Саъида об изаре. Он сказал:
«Попал на сведущего. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Изар мусульманина - до половины голеней, но нет затруднения или нет греха в том, что [он будет] между ними и щиколотками. То, что будет ниже щиколоток, то это в огне».
Передали Абу Давуд, Бухари и Насаи.
Новые захириты (буквальное понимание Корана и сунны) крепко цепляются за буквальные смыслы этого и подобных этому хадисов, и не устают выносить фатвы о том, что каждый, у кого штанины или брюки спускаются ниже щиколоток, попадет в ад. И пришли они к такому выводу из-за того, что не соблюдают простое правило: прежде чем выносить решение по какому- нибудь вопросу, следует собрать все хадисы по одной тематике и проанализировать их путем сопоставления. На самом же деле, если мы не очень поняли смысл одного ха- диса или обнаружили в нем какую-либо неординарность, необходимо сразу же изучить все другие хадисы по этому вопросу. Только так - путем общего сопоставления у нас появится возможность правильно понять этот хадис.
Люди, услышав заявления новых захиритов о том, что человек, нижние концы штанин которого свисают ниже щиколоток, попадет в ад, непременно задумаются: «Неужели даже богобоязненный, набожный, правоверный, по клоняющийся человек, пребывающий в Исламе, попадет в ад только за то, что его штанины свисают ниже лодыжек?»
Но факихи мусульманской уммы, которые следуют признанным мазхабам фикха в Ахлус сунна вал джамаа в отличие как от старых, так и новых захиритов, смотрели на этот вопрос совсем иначе. Как и все другие вопросы, также и этот вопрос они решили, следуя известному правилу - собирать и сопоставлять все хадисы одной тематики перед вынесением решения по вопросу этой тематики, а также основываться на общих целях, мудрости и правилах Ислама - последней и совершенней религии Всевышнего Аллаха, действительной до Судного дня, везде и всегда указывающей человечеству путь счастья в обоих мирах.
Сначала они рассмотрели общие учения Ислама, касащиеся ношения одежды, и нашли об этом два приводимых ниже хадиса и подобных им нескольких текстов: Передается от Амра ибн Шуаъйба, он - от своего отца, а тот - от его деда:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Ешьте, пейте, одевайтесь и давайте милостыню, без расточительства и гордыни».
Этот хадис излагает общее исламское правило для случаев, повседневно повторяющихся в жизни человека. Некоторые выбирают аскетический образ жизни в еде, питье и благотворительности и затрудняют себя, воздерживаясь от естественного. Таких, правда, сейчас мало.
А кто-то считает, что жизнь состоит лишь из наслаждений и все свои возможности направляет на их достижение. Такие расточительствуют во всем - и в еде, и в питье, и в одежде, и даже в подаянии. Но плохо то, что поскольку их мировоззрение в этих вопросах изначально ошибочно, все это они делают с гордыней. Кушают, пьют, одеваются и дают милостыню только ради хвастовства. К сожалению, такие сейчас составляют большинство. Передается от Абу Хурайры (р.а.): «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
- Человек, который шел, любуясь своими локонами и одеяниями, вдруг провалился сквозь землю [поглотила земля]. И он [теперь] будеть проваливаться [все глубже] в землю, пока не настанет Час [Судный день]».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рассказывает, каким плачевным оказался исход одного человека из прошедших умм, который высокомерничал из-за своей при украшенной внешности и нарядных одеяний, и отвергает нас с вами - мусульман от подобного.
Этот несчастный человек отрастил волосы до плеч с намерением похвастаться. Он также носил пышные наряды, чтобы вызвать зависть у остальных. Однажды, когда он «шел, любуясь своими локонами и одеяниями, вдруг провалился сквозь землю», его поглотила земля.
Таких высокомерных, зазнавшихся распутников, которые смотрят на других свысока при наличии у них никчемных вещей, важничают и зазнаются из-за своей одежды, земля не станет носить на себе и готова поглотить. Но дело на этом не заканчивается. Напротив, как сказал в продолжение хадиса Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «И он [теперь] будет проваливаться» в землю все глубже и глубже, пока не настанет Судный день.
Теперь он будет подвергаться мучению, проваливаясь сквозь землю, вплоть до Судного дня. Что же с ним будет в Судный день, это определит только Сам Всевышний Аллах. Поэтому каждый, кто не хочет ввергнуться в такое состояние, ни в коем случае не должен высокомерничать своей одеждой.
Передается от Ибн Умара радияллаху анху:
«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Свешивание – в изаре, в рубахе и чалме. Кто станет высокомерно свешивать одно из них, не взглянет Аллах на него в Судный день».
Передали АбуДавуд и Насаи.
Слово, которое мы перевели как «свешивание», на арабском звучит как исбал и означает высокомерное и хвастливое излишнее свешивание одежды, то есть нарочитое удлинение одежды сверх надобности, в результате чего одежда свисает больше, чем нужно.
Изар - это одеяние из материи наподобие той, что используется для чалмы, которым прикрывается нижняя часть тела. Однако под этим словом подразумевается любая одежда, которая прикрывает часть тела ниже пояса. Словом «рубаха» мы перевели арабское комийс, которое хотя и означает традиционную рубаху арабов, но также подразумевает и другие схожие одежды для верхней части тела. К «свешиванию рубахи» относится также и излишнее удлинение ее рукавов из-за высокомерия.
Чалма - это головной убор, известный всем. Свешивание чалмы несоотвествующим шариату образом - это излишнее удлинение ее свисающего конца из-за высокомерия.
Как видим, термин «свешивание одежды» распространяется не только на штаны или брюки, но и на другие виды одежды. Во всех видах одежды порицается наличие в их свешивании высокомерия, кичливости.
Само собой напрашивается вопрос: «А что если человек надевает свисающую одежду без высокомерия, не для хвастовства?» Такой же вопрос возникал и у почтенных сподвижников. Ниже рассмотрим хадис, который содержит в себе такой вопрос и ответ на него.
Передается от Ибн Умара радияллаху анху:
«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
- Кто волочит свою одежду с высокомерием, не взглянет на него Аллах в Судный день.
Абу Бакр сказал:
- О Посланник Аллаха! Один край моего изара волочится, если не буду придерживать его от этого.
Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
- Ты не из тех, кто делает это от высокомерия».
В древности, как и сейчас, некоторые люди применяли разные способы для того чтобы хвастаться, кичиться, высокомерничать и принижать. Одним из таких нелепых способов является проявление высокомерия в ношении одежды. Общеизвестно, что Ислам предписал харамом любые проявления зазнайства и высокомерия. В их числе последняя и совершенная религия Аллаха объявила харамом чванство и зазнайство в ношении одежды. Притом, как видим из этого хадиса, они объявлены харамом в категорической форме:
«Кто волочит свою одежду с высокомерием, не взглянет на него Аллах в Судный день»
В те времена, в условиях Аравии высокомерие в ношении одежды выражалось в удлинении одеяний больше, чем нужно, когда люди важничали, волоча по земле за собой длинные подолы, ни в грош не ставя других. В хадисе речь идет о том, что Всевышний Аллах даже не взглянет на того, кто поступает так, что такой раб-негодяй лишится благосклонности своего Господа. Оказаться в таком жалком положении в Судный день - это тяжелое несчастье для человека. Поэтому очень чуткий Абу Бакр ас-Сыддик (р.а.) содрогнулся, услышав эти слова от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
«Абу Бакр (р.а.) сказал: «О Посланник Аллаха! Один край моего изара волочится, если не буду придерживать его от этого».
Как мы узнали выше, изар - это одеяние, которое прикрывает тело ниже пояса. Изар Абу Бакра (р.а.) был длинным и посему, если он не придерживал его рукой, один край изара спадал на землю. По тому, как он задал вопрос, не может ли также и это обстоятельство стать причиной несчастья в Судный день, видно, как он тревожится по поводу своего исхода. Может ли действительно случиться такое? Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ответил на этот вопрос:
«Ты не из тех, кто делает это от высокомерия».
Значит, основная причина зла заключается в зазнайстве. И вероятность того, что зазнайство может случиться у таких выдающихся личностей, как Абу Бакр (р.а.), особенно мала. Достаточно свидетельства самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Мусульманин должен быть далек от всякого проявления зазнайства, кичливости и высокомерия. В частности, он не должен допускать чванства посредством одеяний, о котором мы узнали из этой главы. В качестве меры предосторожности против этого рекомендуется остерегаться даже приближения к одеяниям, могущим привести к высокомерию.
Если быть точнее, в этом вопросе только один аспект становится причиной для разногласий. Никто не разногласит в том, что высокомерное свешивание одежды является харамом. Разногласие возникает в ответе на вопрос: «Что будет, если позволять свешиваться ниже лодыжек таким одеяниям, как изар и заменяющим его брюкам (их штанинам), без высокомерия?».
Новые и старые захириты в ответ на этот вопрос высказывают резкие и категоричные слова. Но все остальные, приводя в качестве довода хадис об Абу Бакре Сыддике (р.а.), считают, что если это происходит не от высокомерия, то чрезмерно категоричные высказывания неуместны. Этот вопрос не должен вызывать разногласий.
Требования шариата относительно ношения одежды: одеваться для прикрытия аврата[1], свободно от зазнайства, без высокомерия. Если человек одевает длинные брюки именно с намерением высокомерия, то в этом случае хукм этого хадиса распространяется на эти случаи. Однако нет ничего зазорного в том, чтобы одевать традиционную одежду, любой длины, и нет нужды порицать это.
Еще хотелось бы отметить несколько важных деталей относительно одежды, которая надевается для намаза, для посещения мечети.
В этом вопросе ограничимся только изложением наших окончательных выводов, не вдаваясь в подробности.
Во-первых, для намаза желательно надевать самое лучшее из того, что человек имеет.
Во-вторых, одежда для намаза должна быть такой, чтобы это не мешало совершению намаза с наличием хушуь1 и хузуъ[2] [3]. Иными словами, она не должна быть слишком широкой или узкой, чрезмерно длинной или чрезмерно короткой. Одежда должна быть настолько удобной, чтобы не приходилось ее поправлять каждый раз при совершении рукуъ и саджды.
В-третьих, и это самое важное требование - нужно одеваться так, чтобы при совершении рукуъ и саджды не раскрывались части аврата (например, поясница, область пупка и т. д.). В противном случае это может нарушить намаз самого совершающего намаз, а также может стать причиной изъяна в намазах окружающих людей.
--------------------------------------------------------------------------
[1] Аврат - «стыд», «срам»; срамные места человеческого тела. Аврат мужчин - от пупка до колен; аврат женщин - все части тела, за исключением лица, ладоней и вообще кистевой части рук, а также ног от кончиков пальцев до щиколоток.
[2] Хушуъ - «смиренность», «спокойствие», «душевный покой», «безмятежность», «почтительность»; Это качество присуще как душе, так и телу. То есть это когда человек всем своим существом чувствует величие и величавость Всевышнего Аллаха и проявляет перед Ним смиренность.
[3] Хузуъ - «покорность», «приниженность», «подчинение», «повиновение»; Проявление своей абсолютной покорности перед Всевышним Аллахом с сознанием при этом своей ничтожности.
Материал подготовил: Альменов Е. Е.