Много лет назад, во времена табиинов (следующее после сподвижников поколение мусульман), Багдад был великим мусульманским городом. Он был столицей Исламского государства, и из-за большого количества мусульманских ученых, живших там, также являлся центром исламского знания.
И рассказывают, что правитель Византии однажды принял решение послать своего гонца в Багдад и приказал гонцу задать три вопроса мусульманам. Когда гонец добрался до Багдада, то передал прошение халифу о том, что он имеет вести от своего далёкого владыки. Как только мусульманский правитель об этом узнал, он немедленно отдал приказ пропустить и привести к нему гонца. Когда гонец вошёл во дворец, то сообщил, что он имеет при себе три сложных вопроса ко всем мусульманам. Таким образом, гонец бросил вызов всему исламскому обществу.
Халиф встревожился, немедленно приказал созвать в свой дворец всех городских учёных, которые были на тот момент в городе. Когда все собрались, то вестник взобрался на трибуну и изрёк, обращаясь к присутствующим: «Пришёл я к вам, имея три вопроса, на которые жажду получить ответ! Если же Вы сумеете дать ответ на эти вопросы, то мой византийский владыка осыплет ответившего несметным богатством, которого вы не знали! Вот эти вопросы: «Что же было до Аллаха?», «Куда Аллах смотрит?», «Чем Аллах занят прямо сейчас?»»
Толпа мудрецов, безмолвно услышав эти вопросы, осталась такой же безмолвной и после них (понятно, что подобная постановка вопроса совершенно неприемлема для вероучения в Исламе). И вдруг, посреди огромной толпы учёных в чалмах раздался детский тоненький голосок: «Папа! А можно, я отвечу на вопросы, поставленные чужеземцем? После моих слов чужеземец замолчит, я уверен!»
Голос шёл от маленького мальчика, пришедшего со своим отцом на собрание. Спросив у правителя разрешения говорить, то византиец обратился к нему, с теми же вопросами:
‒Что же было до Аллаха?
На этот вопрос мальчик также ответил вопросом:
‒Ты умеешь считать до десяти?
‒Конечно, ‒ ответил византиец.
‒Посчитай с десяти и обратно.
Гонец начал:
‒Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один, ‒ и остановился.
‒А что же после единицы? ‒ задал ему вопрос мальчик.
‒Единица – самая последняя цифра, и после неё ничего нет, ‒ ответил византиец с удивлением.
‒Так если ничего нет перед единицей в арифметике, то можно ли думать, что есть что-либо перед Единым, являющимся Истиной, Первым, Последним, Вездесущим, Скрытым и Проявляющимся? ‒ вскрикнул мальчик.
Гонец из Византии был попросту не готов получить столь прямой ответ, и не смог опровергнуть его. Он задал второй вопрос:
‒Скажи мне, в таком случае, куда смотрит Аллах?
‒Принеси свечу и зажги её, и скажи, в каком направлении смотрит её свет, ‒ ответил ему мальчик.
Мужчина изумился:
‒Но ведь свет, исходящий от пламени свечи, смотрит во все стороны разом, у него нет какого-либо направления!
Когда мальчик услышал это, то воскликнул:
‒А если физический, видимый свет распространяется во все стороны, и ты даже не имеешь возможности ответить, куда именно он смотрит, то чего же ты можешь ждать от Аллаха – Света Земли и Небес? Свет над Светом, Бог смотрит во все времен и во все направления!
Византиец не верил своим ушам: перед ним стоял маленький мальчик, дающий логичные и обоснованные ответы на его вопросы, и нечего было ему сказать в опровержение! Он отчаялся, приготовился задать последний, третий вопрос… но мальчик его опередил.
‒Постой! ‒ сказал он. – Ведь ты задающий вопросы, а я отвечающий на них. И будет справедливо, если я встану туда, где сейчас стоишь ты, а ты встанешь на моё место, чтобы ответы были точно так же хорошо слышны, как и ответы.
Византийцу это показалось достаточно убедительным, и он поменялся с мальчиком местами – спустился с трибуны, а мальчик взобрался на неё.
И он повторил вопрос:
‒ Что же Аллах вершит сейчас?
А мальчик с гордостью ответил:
‒ Сейчас, когда Аллах обнаружил на этой высокой трибуне лжеца и насмешника над Исламом, он заставил его спуститься, унизив его перед всеми. Что же касается того, кто верит в Единство Аллаха, он приподнял его и вложил истину в его уста. Аллах говорит:
«А Он занят делом каждый день» (сура «Ар-Рахман», 29 аят)
И византиец, униженный и поражённый, вернулся в свой родной город, где передал ответы правителю. А мальчик вырос, став одним из выдающихся Исламских учёных.
Мальчик вырос и стал одним из самых выдающихся учёных Ислама. Всемогущий Аллах благословил его особой мудростью и глубоким пониманием религии. Ребёнка звали Абу Ханифа, да будет Аллах доволен им, и он известен, как Аль-Имам Аль-Азам, великий имам и исламский учёный.
Источник: muftyat.kz