21
Чт,
нояб

һижри

Предопределение или свобода выбора

Предопределение или свобода выбора

Вероубеждение
Объявление

Рассказывают, что однажды правитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб с некоторыми сподвижниками выехал в Шам (современные Сирия, Иордания, Ливан и Палестина). Но по пути ему пришла весть о том, что в Шаме распространилась чума и от этого погибли многие люди. Он решил вернуться и запретил всем, кто находился с ним, продолжать путь.

На что Абу Убайда ибн аль-Джаррах сказал ему: - Неужели мы бежим от предопределения Аллаха о, повелитель правоверных?

- Абу Убайда! – ответил Умар. – Да, мы бежим от одного предопределения Аллаха к другому предопределению Аллаха. Что ты скажешь на счет того, если у тебя были бы верблюды, и был выбор, пасти их на плодородном или на неплодородном поле. И если бы ты их пас на плодородном поле - это было бы по предопределению Аллаха, и, наоборот, если бы ты пас их на неплодородном - это тоже было бы Его предопределением. Так что да, мы идем от одного предопределения Аллаха к другому.

Размышления о предопределении иногда становятся камнем преткновения на пути активности, целеустремленности и инициативности верующих. Потому что ими предполагается, что если «все предопределено», то нет смысла стараться что-то изменить, и даже сделав выбор, то это будет не их решение, а Всевышнего. В зависимости от того, какое положение человек занимает относительно убежденности в предопределении, он будет либо активным и заинтересованным в своей судьбе, либо безынициативным и безответственным.

Так, если принимать предопределение как рамки, которыми ограничена жизнь, за которые человеку не удастся выйти даже при усердных стараниях, то его ждет потеря мотивации, без настойчивости менять то, что его не устраивает и не приносит пользы. Если же принимать предопределение как причину, по которой человек может достигнуть радости мирской и блаженства последней жизни, то это будет придавать ему сил и свободы для жизненных маневров.

Однако же в Коране наряду с аятами, в которых говорится о предопределении, есть и аят, напоминающий об ответственности и свободе воли человека, дарованной Богом: «Воистину, Аллах не меняет положение людей до тех пор, пока они сами себя не начнут менять» (сура «ар-Раад», «Гром», аят 11).  В другом аяте говорится: «Все постигающее вас из бед и несчастий – результат ваших дел. (Но) Он (Аллах) прощает вам многое» (сура «аш-Шура», «Совет», аят 30). И в суре «аль-Зальзаля» («Сотрясение»): «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (аяты 7-8). 

Подобные откровения не дают человеку возможности отказываться от ответственности за совершаемые им поступки, списывать свои промахи на счет предопределения и воли Творца, потому что Творец Сам в Коране сообщает о возможности человека влиять на свою судьбу и качество жизни в обоих мирах: кто верует и совершает добро, будет помилован и обрадован, а тот, кто творит нечестие и отвергает истину, окажется в убытке. Правильное понимание предопределения отражается в союзе упования на Аллаха, надежды на Его помощь и принятие с целеустремленностью, активностью и инициативностью в улучшении своей жизни. Как сказал один из богословов: «Праведные халифы и сподвижники Пророка в поте лица своего преодолевали жизненные трудности, крепко-накрепко держась за причины. А ведь они лучше других понимали и практиковали умение полагаться на Творца и уповать на Его милость!»

 

Поделиться: